Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 460 раз

Библиографическое описание:

Орлова, Т. В. Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75098/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление.

В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Отмечается важность развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью использования алгоритма дидактических игр.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мышление, речь, старший дошкольный возраст, игра.

XXI век — век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала. В этой связи особую актуальность приобретает целенаправленное формирование словесно-логического мышления в процессе дошкольного возраста, что является предметом изучения многих отечественных педагогов и психологов.

В настоящее время с каждым годом возрастает количество детей с речевыми патологиями, это связано со многими факторами, такими как: ухудшение условий окружающей среды, низкое качество продуктов, употребляемых в пищу, неблагоприятные условия труда, пренебрежение своим здоровьем и здоровьем будущего ребенка, т. е. употребление спиртной и табачной продукции во время вынашивания плода. Травмы, полученные матерью во время беременности и хронические заболевания матери. Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют около 45 % среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с ОНР, постоянно растет.

Л. С. Волкова отмечает, что «общее недоразвитие речи — это нарушение формирования всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при различных речевых расстройствах у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом» [2, с. 513].

Дети с ОНР, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления. Несформированность словесно — логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений по существенным признакам. Без специального обучения не могут овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Степень сформированности словесно-логического мышления во многом определяет результативность дальнейшего обучения ребенка в школе.

В этой связи представляется необходимым обратиться к понятию словесно-логического мышления в психолого-педагогической литературе. Так, в своем исследовании В. А. Янутан подчеркивает, что словесно- логическое мышление представляет собой форму мыслительной деятельности, которая обеспечивает в старшем дошкольном возрасте переход к теоретическому мышлению. Данная важная ступень в развитии ребенка характеризуется выражением логических умозаключений посредством речи и развитием способности аргументации своих мыслей [4, c. 44].

Вместе с тем, по мнению Е. В. Алаторцевой, словесно-логическое мышление является одним из видов мышления, в основе которого заложено использование детьми старшего дошкольного возраста логических конструкций и понятий. Данный вид мышления в своей основе берет базу языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап онтогенетического и исторического развития мышления ребенка [1, c. 12].

Таким образом, исходя из представленных выше трактовок, мы можем заключить, что словесно-логическое мышление представляет собой вид мышления, который помогает старшему дошкольнику сравнивать, анализировать явления, ситуации, предметы, проводить свою некую оценку. Все операции словесно-логического мышления находятся в тесной взаимосвязи и их полноценное формирование возможно только в комплексе.

Наиболее эффективным способом формирования словесно-логического мышления является дидактическая игра. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил заключить, что игра представляет собой ключевой вид деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. И. А. Григорьева и Т. А. Грузинцева отмечают, что «игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение» [3,с.27].

С нашей точки зрения, использование дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должно включать в себя ряд следующих этапов, которые наглядно отражены на рисунке 1.

Этапы использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Рис. 1. Этапы использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дидактические игры, которые способствуют развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, по мнению А. И. Сорокиной, ставят детей «перед необходимостью преодолевать посильные затруднения, искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять» [3, c.29].

Необходимо применить алгоритм дидактических игр, принимая во внимание постепенное усложнения игровых и учебных заданий (рис. 2).

Алгоритм дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Рис. 2. Алгоритм дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

На первом этапе могут быть использованы такие дидактические игры для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, как «Найди пять отличий», «Чего не хватает», «Сравни предметы». В данных играх детям с ОНР необходимо найти сходства и различия предметов, а также обосновать свой выбор.

На втором этапе могут быть использованы игры, которые направлены на выделение свойств и признаков предмета. В качестве таких игр можно назвать «Что сначала, а что потом?», «Истории в картинках», «Приключение мышонка», «Разложи по порядку», «С утра до ночи» и другие. Данные дидактические игры ориентированы на то, что ребенку необходимо в определенной логической последовательности разложить сюжетные картинки. Кроме того, в них формируется умение наглядно представлять события во времени.

На третьем этапе мы считаем, что важно овладеть умением классифицировать группы предметов по заданному основанию. Среди таких игр стоит выделить «Четвертый лишний», «Что кому нужно», «Кто, где живет?». Посредством данных дидактических игр дети старшего дошкольного возраста с ОНР будут учиться находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы, что также способствует развитию словесно-логического мышления.

На четвертом завершающем этапе в развитии словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи важно использовать дидактические игры, где дошкольники будут выделять, и фиксировать общий признак двух и более объектов, иначе говоря, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам. Здесь могу быть задействованы такие игры, как «Который не похож на другие», «Назови, что общего», «Кто лишний и почему?» и другие [3,с.87].

Таким образом, представленные дидактические игры и алгоритм их использования будет способствовать развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Это обуславливается тем, что рассмотренные дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Литература:

  1. Алатарцева, Е. В. Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР / Проблемы и перспективы / Е. В. Алатарцева. — № 112. — 2016:, 2009. — 45 c. — Текст: непосредственный.
  2. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л. С. Волкова. — 5. — 2009: Владос, 2009. — 703 c. — Текст: непосредственный.
  3. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: старшая группа / А. И. Сорокина. — 1982: Москва, 1982. — 96 c. — Текст: непосредственный.
  4. Янутан, А. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Янутан. — № 1. — 2016: Москва, 2016. — 47 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): словесно-логическое мышление, общее недоразвитие речи, игра, старший дошкольный возраст, ребенок, вид мышления, дошкольник, развитие, логическое мышление, психолого-педагогическая литература.


Похожие статьи

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор раскрывает сущность понятия «связная речь», особенности связной речи, описывает две формы — диалогическую и ...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии

Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Похожие статьи

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор раскрывает сущность понятия «связная речь», особенности связной речи, описывает две формы — диалогическую и ...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии

Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Задать вопрос