Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление.
В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Отмечается важность развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью использования алгоритма дидактических игр.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мышление, речь, старший дошкольный возраст, игра.
XXI век — век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала. В этой связи особую актуальность приобретает целенаправленное формирование словесно-логического мышления в процессе дошкольного возраста, что является предметом изучения многих отечественных педагогов и психологов.
В настоящее время с каждым годом возрастает количество детей с речевыми патологиями, это связано со многими факторами, такими как: ухудшение условий окружающей среды, низкое качество продуктов, употребляемых в пищу, неблагоприятные условия труда, пренебрежение своим здоровьем и здоровьем будущего ребенка, т. е. употребление спиртной и табачной продукции во время вынашивания плода. Травмы, полученные матерью во время беременности и хронические заболевания матери. Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют около 45 % среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с ОНР, постоянно растет.
Л. С. Волкова отмечает, что «общее недоразвитие речи — это нарушение формирования всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при различных речевых расстройствах у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом» [2, с. 513].
Дети с ОНР, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления. Несформированность словесно — логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений по существенным признакам. Без специального обучения не могут овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Степень сформированности словесно-логического мышления во многом определяет результативность дальнейшего обучения ребенка в школе.
В этой связи представляется необходимым обратиться к понятию словесно-логического мышления в психолого-педагогической литературе. Так, в своем исследовании В. А. Янутан подчеркивает, что словесно- логическое мышление представляет собой форму мыслительной деятельности, которая обеспечивает в старшем дошкольном возрасте переход к теоретическому мышлению. Данная важная ступень в развитии ребенка характеризуется выражением логических умозаключений посредством речи и развитием способности аргументации своих мыслей [4, c. 44].
Вместе с тем, по мнению Е. В. Алаторцевой, словесно-логическое мышление является одним из видов мышления, в основе которого заложено использование детьми старшего дошкольного возраста логических конструкций и понятий. Данный вид мышления в своей основе берет базу языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап онтогенетического и исторического развития мышления ребенка [1, c. 12].
Таким образом, исходя из представленных выше трактовок, мы можем заключить, что словесно-логическое мышление представляет собой вид мышления, который помогает старшему дошкольнику сравнивать, анализировать явления, ситуации, предметы, проводить свою некую оценку. Все операции словесно-логического мышления находятся в тесной взаимосвязи и их полноценное формирование возможно только в комплексе.
Наиболее эффективным способом формирования словесно-логического мышления является дидактическая игра. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил заключить, что игра представляет собой ключевой вид деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. И. А. Григорьева и Т. А. Грузинцева отмечают, что «игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение» [3,с.27].
С нашей точки зрения, использование дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должно включать в себя ряд следующих этапов, которые наглядно отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дидактические игры, которые способствуют развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, по мнению А. И. Сорокиной, ставят детей «перед необходимостью преодолевать посильные затруднения, искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять» [3, c.29].
Необходимо применить алгоритм дидактических игр, принимая во внимание постепенное усложнения игровых и учебных заданий (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
На первом этапе могут быть использованы такие дидактические игры для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, как «Найди пять отличий», «Чего не хватает», «Сравни предметы». В данных играх детям с ОНР необходимо найти сходства и различия предметов, а также обосновать свой выбор.
На втором этапе могут быть использованы игры, которые направлены на выделение свойств и признаков предмета. В качестве таких игр можно назвать «Что сначала, а что потом?», «Истории в картинках», «Приключение мышонка», «Разложи по порядку», «С утра до ночи» и другие. Данные дидактические игры ориентированы на то, что ребенку необходимо в определенной логической последовательности разложить сюжетные картинки. Кроме того, в них формируется умение наглядно представлять события во времени.
На третьем этапе мы считаем, что важно овладеть умением классифицировать группы предметов по заданному основанию. Среди таких игр стоит выделить «Четвертый лишний», «Что кому нужно», «Кто, где живет?». Посредством данных дидактических игр дети старшего дошкольного возраста с ОНР будут учиться находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы, что также способствует развитию словесно-логического мышления.
На четвертом завершающем этапе в развитии словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи важно использовать дидактические игры, где дошкольники будут выделять, и фиксировать общий признак двух и более объектов, иначе говоря, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам. Здесь могу быть задействованы такие игры, как «Который не похож на другие», «Назови, что общего», «Кто лишний и почему?» и другие [3,с.87].
Таким образом, представленные дидактические игры и алгоритм их использования будет способствовать развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Это обуславливается тем, что рассмотренные дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Литература:
- Алатарцева, Е. В. Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР / Проблемы и перспективы / Е. В. Алатарцева. — № 112. — 2016:, 2009. — 45 c. — Текст: непосредственный.
- Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л. С. Волкова. — 5. — 2009: Владос, 2009. — 703 c. — Текст: непосредственный.
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: старшая группа / А. И. Сорокина. — 1982: Москва, 1982. — 96 c. — Текст: непосредственный.
- Янутан, А. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Янутан. — № 1. — 2016: Москва, 2016. — 47 c. — Текст: непосредственный.