В статье приводится классификация видов административных правонарушений в области воинского учета, приводятся направления совершенствования административной ответственности в данной области, приводятся предложения, направленные на усиление борьбы с административными правонарушениями и укреплению законности в стране.
Ключевые слова: воинский учет, административная ответственность, правонарушения.
К административным правонарушениям в области воинского учета относятся: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета.
Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой основе обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление борьбы с административными правонарушениями и укрепление законности в стране.
Основной документ, регламентирующий вопросы административных правонарушений в области воинского учета, — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [1]. Глава 21 включает в себя семь статей, посвященных административным правонарушениям в указанной области.
Представленные правонарушения можно условно разделить на две группы.
К первой относятся правонарушения, совершаемые должностными лицами, которые отвечают за воинский учет на предприятиях и в организациях (в том числе непредоставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в орган, осуществляющий воинский учет, неоповещение гражданина о вызове по повестке военного комиссариата, несвоевременное предоставление сведений об изменении состава постоянно проживающих граждан либо граждан, пребывающих в месте временного пребывания более трех месяцев, несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете);
Ко второй группе относятся правонарушения в части неисполнения обязанностей по воинскому учету, уклонения от медицинского обследования и умышленной порчи или утраты документов воинского учета.
Объектом правонарушения является порядок исполнения должностными лицами организаций обязанностей по воинскому учету.
Объективная сторона выражается в несоблюдении требований, установленных ст. 4 Федерального закона N 53-ФЗ [2].
Правонарушение совершается в форме бездействия.
Субъектом правонарушения выступает должностное лицо (работник) организации, ответственное за военно-учетную работу.
Правонарушение совершается умышленно либо по неосторожности.
На основании изложенного можно прийти к выводу, что несовершенство административной ответственности является основным фактором, негативно влияющим на выполнение задач в области воинского учета.
Прежде всего, в КоАП РФ не прописана ответственность третьих лиц за услуги в области уклонения от исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету [3]. Одним из направлений совершенствования административного законодательства может стать перечень правонарушений в области воинского учета, за который предусмотрена административная ответственность.
Еще одним фактором является низкая компетенция должностных лиц, отвечающих за организацию воинского учета, либо невыполнение должностных обязанностей по определенному умыслу, зачастую содержащему коррупционную составляющую.
Системы подготовки кадровых работников в указанной области не существует, предлагаемые курсы повышения квалификации зачастую носят формальный характер, что приводит к тому, что некоторые руководители принимают на работу граждан, не способных организовать деятельность в области воинского учета.
За неисполнение положений нормативно-правовых документов в области воинского учета согласно гл.21 КоАП РФ максимальная сумма взысканий составляет не более 5 000 рублей (согласно п.3 ст.21.4 КоАП РФ), ограничиваясь в остальных случаях 3 000 рублями. Такие незначительные штрафы позволяют ряду организаций продолжать не выполнять положения нормативно-правовых документов по воинскому учету без значительного финансового ущерба для своего бизнеса.
Таким образом, одним из направлений представляется значительное увеличение штрафных санкций для лиц и организаций, которые являются субъектами правонарушений, определенных выше.
При этом необходимо предусмотреть повышенные штрафные санкции за повторное нарушение законодательства.
Основная цель привлечения должностных лиц организаций к ответственности за правонарушения в области воинского учета — обеспечение выполнения гражданами воинской обязанности [4]. От того, насколько эффективно будет решаться эта задача, зависит своевременность пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации и поддержание на необходимом уровне обороноспособности страны.
Литература:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.10.2020) «О воинской обязанности и военной службе»
- 3.Запивахина Ю. В. Административные правонарушения в области воинского учета //Выпуск № 12(30) ‘2019. Стр.4
- Багдасарян И. А. Новации системы воинского учета// («Право в Вооруженных Силах», 2019, N 1. С. 3