Статья посвящена преподаванию учебного предмета информатика на углубленном уровне в рамках функционирования университета «BITEDUCATION» на базе МБОУ СОШ с. Тербуны. Рассматривается формирование компетенций цифровой экономики выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда: управление данными; критическое мышление в технологически насыщенной среде; креативное мышление; умение учиться в условиях неопределенности.
Ключевые слова: информатика, компетенции цифровой экономики, школьный университет.
Современный мир диктует свои правила. Общество все в большей степени становится информационным. И жизнь в таком обществе требует соответствующих знаний и навыков.
В таких условиях информатика используется как метадисциплина для овладения знаниями во многих научных областях, понимания многочисленных явлений и процессов окружающего мира, формирования современных компетенций, в том числе цифровых.
Именно для реализации таких задач был создан школьный университет цифровой экономики «BITEDUCATION» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области, функционирующий по трем направлениям: «Математика», «Информатика», «Технология».
Остановимся подробнее на работе кафедры «Информатика».
В рамках функционирования университета на базе кафедры проектируется и апробируется учебно-методический комплекс основной общеобразовательной программы по предметной области «Информатика» углубленного уровня, отрабатываются организационные механизмы ведения сетевого взаимодействия и сотрудничества.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на углубленном уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных и цифровых компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Рабочая программа курса информатики направлена на формирование компетенций цифровой экономики: управление информацией и данными; решение задач и критическое мышление в технологически насыщенной среде; креативное мышление; умение учиться в условиях неопределенности.
В процессе преподавания педагогами МБОУ СОШ с. Тербуны — сотрудниками кафедры, используются следующие образовательные технологии:
– информационно-коммуникационная технология;
– технология развития критического мышления;
– проектная технология;
– технология проблемного обучения;
– кейс-технология;
– групповые технологии.
Таким образом развиваются не только жесткие (hardskills), но и гибкие навыки деятельности (softskills), необходимые для жизни в современном информационном обществе. Ведь результаты исследований говорят о том, что вклад твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15 %, тогда как softskills определяют оставшиеся 85 %.
На уровне среднего общего образования школьник сталкивается с выбором: определение дальнейшего учебного пути, а также образовательного профиля. Задача школы — не просто шире знакомить выпускников с миром востребованных профессий, а также готовить их к получению качественного образования в ВУЗах. Учителя школы с. Тербуны разработали УМК по информатике (углубленный уровень), который в 2020–2021 учебном году апробируется также в трех школах-партнерах Тербунского района. Учебно-методический комплекс направлен на развитие цифровых компетенций школьников 10–11 классов.
Так, изучение нового авторского раздела «Введение в анализ больших данных», включающего два подраздела «Основы анализа больших данных» и «Обзор алгоритмов машинного обучения», позволит старшеклассникам познакомиться с основными принципами поиска, сбора, обработки, анализа и визуализации больших данных. Анализ данных — междисциплинарная область знаний, находящаяся на стыке математики, теории алгоритмов и информационных технологий. Дополнение содержания учебной программы изучением анализа больших данных способствует развитию цифровых компетенций, востребованных на рынке труда во всех сферах.
Увеличено количество часов на изучение раздела «Алгоритмы и элементы программирования». При изучении темы «Алгоритмы и структуры данных» параллельно с изучением алгоритмических структур идет изучение языка программирования Python. Увеличение количества часов позволяет более осознанно изучить основы программирования основных алгоритмических структур, использовать данные структуры при обработке числовых последовательностей, строковых величин, массивов. Это развивает мышление, основанное на компьютерной логике и алгоритмизации, способствующее формированию у обучающихся базовых компетенций цифровой экономики.
Для проведения занятий с обучающимися в школах-партнерах используются кабинеты-лектории с возможностью организации интерактивных уроков, занятий с использованием дистанционных образовательных технологий через системы видеоконференций в режимах online и offline. Реализованы различные возможности обучения школьников: одновременная организация занятий как с классом в школьной аудитории, так и с удаленным классом. Индивидуальные консультации ведутся в соответствии с запросами обучающихся, проводятся совместные лекции для десятиклассников базовой школы и удаленных школ аспирантами ВУЗов — Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина и Высшей школы экономики, которые помогают школьникам анализировать большие данные и осваивать Python, решать задачи повышенной трудности.
Преподаватели кафедры непрерывно повышают свой профессиональный уровень. Так с 19 по 21 октября 2020г. учителя информатики в составе делегации МБОУ СОШ с. Тербуны приняли участие в международной стажировке “SCHOOLSKILLS” Лаборатории интеллектуальных технологий Инновационного центра Сколково (г. Москва) по теме «Стратегии инновационного образования для цифровой экономики. Школа как инновационная среда». На площадке «Линтех» своими инновационными практиками делились педагоги России, Казахстана, Эстонии, Азербайджана, Кыргызстана.
Работа кафедры «Информатика» и университета цифровой экономики «BITEDUCATION» на базе МБОУ СОШ с. Тербуны в целом строится как один из элементов многокомпонентной модели открытой среды взаимодействия школы с ВУЗами, предприятиями реального сектора экономики по овладению школьниками базовыми компетенциями цифровой экономики.
Результаты обучения будут востребованы в различных областях профессиональной практики, ведь цифровые компетенции сегодня необходимы во всех сферах деятельности человека. И школа должна подготовить конкурентоспособного на рынке труда выпускника, отвечающего требованиям времени.
Литература:
- Атлас сквозных технологий цифровой экономики России [Текст]: проект-сигнал: [доклад] / [Е. А. Осоченко, А. Г. Макушкин]. — Москва: Проектный офис «Цифровая экономика РФ» ГК «Росатом», 2019. — 372 с.
- Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Текст]: доклад НИУ ВШЭ: к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 9–12 апреля 1019 г., Москва / [Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.]; научный редактор Л. М. Гохберг; Высшая школа экономики, Национальный исследовательский университет, при участии Всемирного банка. — Москва; Санкт-Петербург: ВШЭ, 2019. — 81, [1] с.