Современные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Ямбаршева, Н. В. Современные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи / Н. В. Ямбаршева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75142/ (дата обращения: 18.12.2024).



Один из важнейших этапов в жизни ребенка — дошкольный возраст, период становления личности. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей — важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи к выполнению своих воспитательных функций. Именно это, диктует необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы : помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие» .

В настоящее время педагоги ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей : семейный клуб, «телефон доверия» , «родительская почта» , вечер вопросов и ответов, встречи за круглым столом, интерактивные игры, мастер-классы, тематические акции, выставки, ярмарки.

Перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи :

− создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

− оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

− установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

− непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

В работе с родителями используются и электронные средства коммуникации — сайт ДОО. Основной целью посещения сайта — возможность быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача — активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии не только в личном общении, но и через интернет-связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или по другим причинам.

Также используются такие инновационные методы в работе с родителями как: инфографика и видеоконференция.

Инфографика — способ визуализации данных. Сегодня это — модное нововведение в информационном мире, недавно вошедшее в современную жизнь и уверенно в нем закрепившееся, иными словами, это «любая картинка, где есть изображения и текст» . Инфографика делает сложную информацию более наглядной и удобной для восприятия. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой.

Инфографика должна быть простой. Лучше разделить информацию на две понятные картинки, чем сделать одну непонятную. Не забывайте о том, что цвет и композиция в инфографике не менее важны, чем в шедеврах мировой живописи.

В настоящее время информационных технологий появилось много возможностей быстро информировать общественность о каких-то важных событиях, изменениях и т. п. Многими такими возможностями пользуются в бизнесе, в госструктурах.

Например, видеоконференции.

Еще недавно видеоконференцию можно было провести только в специально оборудованных комнатах, использование этого средства общения казалось недоступным простому пользователю ПК. В настоящее время ситуация резко изменилась и многие сервисы стали доступны и бесплатны, что дает возможность пользоваться ими на наших рабочих местах, в том числе для связи с родителями, информировании о различных сторонах деятельности ДС, проведение родительских собраний. Теперь такая функция доступна в любом месте, даже в машине, и на любом устройстве, что стало актуальным для родителей тоже. Многие из них имеют при себе, в связи с большой занятостью, современные мобильные устройства — мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки.

Актуальность видеоконференции как одной из форм работы педагога с родителями:

− Занятость родителей на работе, поэтому во многих мероприятиях они не успевают участвовать.

− Для мам, которые сидят дома с младшими детьми, не могут прийти на собрание или консультацию, т. к. не с кем их оставить.

− Для родителей, у которых дети на больничном, и которые также не могут оставить детей и присутствовать лично в ДОУ

− Иногда у педагога есть необходимость решить оперативно некоторые вопросы и выслушать мнение нескольких родителей,

− использование связи при подготовке к утренникам и мероприятиям в ДОУ

Самые распространенные, доступные и бесплатные сервисы:

Google, Skype, Viber, WhatsApp (для мобильных телефонов)

Есть еще немало приложений и сервисов, которые также можно использовать для информирования родителей о жизни ДОУ, поэтому можно выбрать наиболее удобные для конкретных условий и назначения.

Одна из распространенных и интересных форм информационно-аналитической работы — «почтовый ящик». Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Ещё одна эффективная форма работы с родителями — наглядно-информационная — Родительский клуб. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Встречи должны быть интересны родителям, не превращаться в скучные лекции, поэтому всегда темы нужно выбирать с учетом пожеланий родителей (руководствуясь результатами анкетирования). «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» — вот некоторые темы встреч. Кроме того, дети тоже могут принимать участие в заседании, необходимо включить практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.

Также о жизни группы родителям расскажет информационный стенд, в котором отражаются наиболее важные события — праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Здесь приходит на помощь изменение форм и методов проведения этой формы работы. Необходимо пытаться построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат этого стоит. Собрания допустимо проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Эти увеличивается процент посещения собраний родителями.

Самая популярная и любимая форма работы — досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией становится ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе экскурсии «На природу», цель которой была — сотрудничество с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам праздников выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Взаимодействие семьи и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, педагог, ребенок, возможность, жизнь ребенка, обучение детей, семейное воспитание, семья, форма работы.


Задать вопрос