Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, социализация бизнеса, краудсорсинг, социальные технологии.
Развитие интернета в последнее время дает экономике один очень действенный инструмент — социальное взаимодействие между людьми на специальных площадках.
Сегодня весь мир охватила цифровая трансформация, вызывающая изменения и в экономике, и в социальной сфере. Цифровизация экономики основывается на технологических инновациях, цифровых технологиях, значительно изменяет социально-экономическую систему, увеличивает темпы развития общественного сектора.
Явления цифровой экономики оказывают влияние на развитие любой страны, а особенно со сложившейся ситуацией во всем мире.
Одним из множества явлений цифровой экономики, завоевавшим особое внимание является краудсорсинг. Главной предпосылкой для выявления стало развитие интернета и социальных функций онлайн, а также широкое использование компаниями со всего мира концепции открытых инноваций. Краудсорсинг связан с развитием Интернета, информационных технологий и цифровой трансформации всех сфер деятельности общества.
Термин «краудсорсинг» ввел Дж. Хау, журналист издания «Wired», он описывает феномен приобретения людьми навыков посредством сети интернет и работу сайта Open Source Footwear. Краудсорсинг (произошло слово от английского слова crowdsourcing, где crowd — толпа, а sourcing — использование ресурсов). [1 c.1] Понятие это не новое, но без сети Интернет его было сложно применять, действительно с развитием технологий данное понятие стало особенно популярным.
Краудсорсинг это пример мобилизации ресурсов креативной части населения посредством цифровых технологий и определенной краудсорсинговой платформы безвозмездно или за символическую плату для осуществления идей, решения общественных проблем и проектной деятельности.
Ключевыми задачами краудсорсинга является привлечение людей для решения социально значимых задач, поиск инновационных идей, участие в разработке коммерческих проектов. Он позволяет множеству компаний выполнять большие объемы работы в любой точке страны или мира, при использовании навыков и знаний без накладных расходов на сотрудников.
Краудсорсинг можно классифицировать на коммерческий и социальный. Коммерческий был частично описан выше, социальный краудсорсинг не имеет цели получения дополнительной прибыли или формирования дополнительного спроса на продукт. Его основная цель привлечение широких масс людей на добровольной основе к решению капитало- и трудоемких задач, а также научных или социальных проблем.
Краудсорсинг сегодня является зарождением новой управленческой революции. Благодаря данному явлению цифровой экономики производство в значительной мере сможет сокращать свои издержки и развернет бизнес лицом к потребителю. И тут сразу же возникает вопрос, зачем все это нужно бизнесу?
На основе нескольких примеров попытаемся ответить на поставленный вопрос. Первый из них предполагает создание законченного продукта самим потребителем, любой желающий может выложить свой принт и получить шанс увидеть его напечатанным на футболке фирмы Threadless. В итоге, если она будет напечатана и выпущена в производство, то создатель получает денежное вознаграждение от фирмы.
Еще один пример связан с пользователями официального софта Microsoft. Компания чтобы не заказывать дорогостоящие маркетинговые исследования, просят своих клиентов заполнять анкеты, где задают вопросы качества и работы своих продуктов. Собирая все анкеты, они анализируют мнения и принимают подходящие во внимание.
Компания Ford инициировала конкурс, в рамках которого все желающие могли снять и продемонстрировать рекламный ролик, посвященный модели Ford Mustang. Этот опыт с успехом использовала компания LG для разработки дизайна нового телефона. [2 c.2]
Коммерческие компании уже давно оценили возможности краудсорсинга. Обозначим основные преимущества, которые получает бизнес при его использовании.
Использование краудсорсинга открывает возможности контакта с людьми, обладающими дефицитными знаниями и навыками, которые могут быть не доступны в компании. Такие знания являются бесценными для проектов или проблем, требующих определенных дополнительных затрат.
Краудсорсинг позволяет предприятиям выполнять задачи быстрее, чем один сотрудник. При разделении проекта на более мелкие части и привлечение более крупной группе работников ускоряет завершение работы над проектом.
Важно отметить, что краудсорсинг повышает внимание потребителей. Связано это с тем, что при традиционных способах распространения информации внимание потребителей удерживается в течении короткого промежутка времени и стоит этого на много дороже. Посредством краудсорсинга потребителю предлагают принять участие в создании бренда или предоставить необходимую информацию о своем бренде.
Одной из самых сложных задач любого бизнеса является масштабирование, то есть работа над крупными проектами при использовании меньшего или вовсе недостаточного объема ресурсов. В этом случае, краудсорсинг позволяет выделить небольшие части проекта, которые выполняют люди, работающие удаленно в любое время и в любом месте.
Краудсорсинг набирает обороты, приводя не только к положительным результатам. Следует выделить и некоторые его недостатки. Во-первых, требуется большое количество времени для того, чтобы обработать огромное количество ответов и предложений от людей, которые участвуют. В большинстве случаев подходит уже для более известных компаний. Во-вторых, могут возникнуть трудности в обеспечении логистики и контроля, а также существует риск в отношении права собственности финального продукта. Краудсорсинг многократно ускоряет глобализацию труда и вызывает нарушение экономических связей. Развитие краудсорсинга приводит к тому, что представители некоторых профессий, например, фотографы, дизайнеры сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как добровольцы могут практически безвозмездно выполнять за них работу. Технология краудсорсинга в цифровой экономике, с одной стороны, способна решить множество задач, а с другой — усилить проблему безработицы.
Подводя итог, можно сказать, что явление краудсорсинг, как явление цифровой экономики помогает бизнесу и обществу решить проблемы и задачи любого вида, а также обнаруживать тенденции и развивать инновации.
Литература:
- Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Дж. Хау; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 288 с..
- Полякова Ю. М. Воздействие краудсорсинга на изменение структуры российского рынка труда / Ю. М. Полякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 4. — С. 64–70
- Лапидус Л. В., Полякова Ю. М. Гигономика как новая социально-экономическая модель: развитие фрилансинга и краудсорсинга //Вестник Института экономики РАН. 2018. № 6. 3. Семячков К. А. Трансформация общественного сектора в условиях цифровой экономики//Журнал экономической, Т.15, № 3, 2018