Использование новых информационных технологий в обучении детей английскому языку является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок более интересным для учащихся.
Развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет огромные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.
В школу пришло время цифровых технологий. Мы, учителя, должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в быстро меняющемся мире, думать о технических и социальных инновациях. Я считаю, что одна из таких инноваций-использование цифровых инструментов в образовательном процессе. Формирование цифровой образовательной среды в школах — необходимость, потому что задача школы — подготовить всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению своего образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цель развития цифровой образовательной среды школы — обеспечение высокого качества образования. Она помогает развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет учащимся разные инструменты для продуктивной деятельности. Дает возможность получить знания самостоятельно, а также ориентироваться в больших объемах информации. При использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к усвоению знаний, а учитель является в этой ситуации помощником, и его главная задача — организация и стимулирование учебного процесса.
Интернет предоставляет разнообразное множество программных и коммуникационных возможностей. Назову некоторые из них:
LECTA — образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей, которая содержит электронные формы учебников с мультимедийными, интерактивными ресурсами, тренажерами с автоматической проверкой.
Сервис LECTA «Классная работа» предлагает дополнительные бесплатные презентации, тренажеры, видео- и аудиоматериалы,3d-модели и конспекты уроков с этими интерактивными составляющими.
«ЯКласс» — платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий. Есть банк готовых упражнений и возможность создания собственных заданий.
Kahoot! и Quizizz — сервисы, где можно создавать как викторины и опросы, так и образовательные квесты. Не требуется регистрация учеников в системе.
Google Forms — это образовательная платформа для создания тестов, опросов, викторин, онлайн-квестов. Тесты проверяются автоматически. В тестах используются варианты с разными типами ответов. Учитель получает подробную информацию о выполнении заданий школьниками.
У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы. Учитель может выбрать подходящую для работы платформу для себя и своих учеников.
Использование ЦОР на уроках иностранного языка позволяет:
- улучшить эффективность и качество образования;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- учитывать страноведческий аспект;
- сделать уроки интересными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход;
- объективно оценивать знания учащихся
В своей работе я стараюсь использовать ЦОР на различных этапах урока:
1. Введение новой лексики:
– использование изображений, которые демонстрируют новые слова.
– Использование презентаций с упражнениями на отработку новых лексических единиц.
- Изучение грамматического материала.
– Использование грамматических таблиц, схем, рисунков, которые помогают объяснить грамматический материал доходчиво и интересно.
– Демонстрация ситуаций использования конкретного грамматического материала.
- Изучение страноведческого материала.
– Просмотр видеофильмов о традициях и культуре страны изучаемого языка.
– Прослушивание текстов.
- Проверка знаний учащихся
– Использование программ для составления контрольных работ и тестов
– Использование презентаций с контрольно-измерительными материалами.
Уроки английского языка с использованием цифровых образовательных ресурсов проходят намного интересней и эффективней.
Следует отметить, что использование цифровых образовательных ресурсов дает возможность эффективно организовать самостоятельную работу учащихся и способствует формированию свободной, активной и независимой личности.
Но существуют и определённые ограничения применения компьютера в процессе обучения иностранным языкам. Обучение иностранному языку в школе направлено на формирование у ребенка коммуникативной компетенции, а средством для достижения этой цели является коммуникативная методика. Процесс коммуникации вне живого диалога невозможен. Таким образом, роль компьютера в обучении иностранным языкам является вспомогательной, которая определяется общим планом урока.
В заключении хочется сказать, что сочетание традиционных методов обучения с новыми, использующими информационные технологии, позволяет повысить уровень успеваемости и качества знаний учащихся на уроках английского языка.
Литература:
- Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2018. № 8
- «Цифровизация Системы Образования». PEDAGOGICAL SCIENCE № 2 (28), 2019
- «Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения» под научной редакцией В. И. Блинова. Москва, 2020
- Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
- Кубичев Е. А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Машбиц Е. И.
- Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.