Формирование лексических навыков на уроках иностранного языка посредством применения синквейн-метода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Радченко, М. Л. Формирование лексических навыков на уроках иностранного языка посредством применения синквейн-метода / М. Л. Радченко, Т. М. Бессонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75170/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современном мире мы в очередной раз убеждаемся, что знание иностранного языка, а лучше двух или трех — это не только культурная потребность, но и экономическая. Человек, владеющий иностранным языком, имеет гораздо больше шансов на развитие успешной деятельности во всех сферах общественной жизни.

Поэтому вновь перед нами встает вопрос, не теряющий своей актуальности: как же изучить иностранный язык, чтобы результат был «на уровне», а желание изучать иностранную лексику и грамматику не пропадало при столкновении с неизбежными трудностями?

В данной статье мы бы хотели попытаться ответить на поставленный вопрос, используя в качестве примера программу школьного обучения. Современные требования и стандарты обучения ставят во главу угла не только успешное освоение школьниками учебной программы, но и развитие их в личностном, творческом плане. Формирование умения самостоятельно находить и применять полученные знания в жизни — основное требования к нынешним школьникам. Задача учителя в этом случае — научить, как правильно это сделать, оказать поддержку в необходимый момент и поспособствовать развитию мыслительной деятельности ученика.

Когда же речь идет об обучении школьника иностранному языку, то не менее важным для учителя является необходимость сформировать у обучающегося умение выражать свои мысли на английском, немецком, французском языке. Формирование коммуникативной компетенции, можно отнести, пожалуй, к одной из самых непростых задач учителя-предметника. Для организации полноценного общения на иностранном языке, обучающемуся необходимы знания лексики, грамматики, культурных особенностей, а зачастую и психологии, этикета, важным является и умение «раскрыться», преодолеть языковой барьер. В нашей статье мы уделим особое внимание первому аспекту — лексике.

Ориентируясь на мнение обучающихся, мы можем отметить, что «учить лексику всегда скучно и нудно», поэтому часто изучение бросается на половине пути и в итоге, большая часть необходимых лексических единиц остается «за бортом». Таким образом, выходит, что учителю-предметнику, заинтересованному в стабильном качественном пополнении обучающимися словарного запаса, необходимо организовать подачу и изучение лексических единиц так, чтобы у учеников это не вызывало скуки и желания «забросить неинтересную деятельность». В нашей статье мы предлагаем рассмотреть один из интерактивных способов подачи материала — синквейн-метод, который не только поможет учителю организовать изложение информации в необычном формате, но и проверить то, как учениками усвоен пройденный материал, а также способствовать с помощью указанного метода развитию их критического мышления и творческого потенциала.

Для начала разберемся, что собой представляет синквейн-метод.

В методическом понимании синквейн представляет пятистрочье (без рифмы), в котором в обобщенном виде представлена информация по изучаемой теме. Составление синквейнов позволит каждому ученику не только показать знание лексического материала, но и продемонстрировать свой литературный талант, что является плюсом для развития творческого потенциала обучающихся.

Поскольку синквейн-метод используется в педагогической науке как эффективный метод для развития образной речи, позволяющий получить быстрый результат [1, с. 105], то мы считаем применение данной методики на уроках иностранного языка весьма актуальным. Этот метод не только способствует проверке знаний, но и позволяет экономить время, что также является немаловажным аспектом для учителя. В дополнение, синквейн — это своего рода и «контролер», поскольку вряд ли обучающимся удастся передать суть изучаемой (изученной) темы стихотворением, если словарный актив не был перед этим проработан на должном уровне.

Несмотря на то, что на данный момент методистами разработано несколько вариантов написания синквейна [2, с. 828], мы предлагаем к рассмотрению классический вариант, состоящий из следующих структур:

первая строка — одно слово, обозначающее тему, как правило, это имя существительное;

вторая стока — два слова, описывающие тему, представлены именем прилагательным;

третья строка — три слова, описывающие действия в рамках изучаемой темы, это глаголы или причастия;

четвертая строка — предложение из четырех слов, которое выражает отношение к теме, здесь могут использоваться различные части речи;

пятая строка — одно слово-синоним к изучаемой теме.

При этом учитываем то, что четкое соблюдение указанных конструкций не обязательно, особенно на этапе школьного обучения. Так, для благозвучности получаемого стихотворения в строке четвертной мы можем использовать не четыре слова, а пять, например. А в пятой строке — вместо одного слова использовать два.

Как мы видим, синквейн представляет собой краткое резюме большого объема информации, и способствует формированию аналитической способности обучающихся. Еще раз отметим, написание синквейна требует меньше времени, однако излагается в определенных рамках, поэтому процедура его написания требует от учеников раскрытия их интеллектуальных, творческих и образных способностей. Таким образом, как мы можем наблюдать, применение синквейн-метода позволит учителю сочетать на уроке элементы таких образовательных систем, как информационная, деятельностная и личностно-ориентированная [4].

Применять же данный метод возможно как на уроке-обобщении материала, так и в качестве разминки, в начале урока при установке новой темы (в этом случае учителем даются варианты 2–4 строк, а 1 строку, т. е. тему учащимся надлежит определить самостоятельно), так и в качестве проверки домашнего задания.

Таким образом, мы видим, что теоретическое обоснование применения синквейн-метода достаточно убедительно. Подтвердилось это и на практике. Указанный метод применялся на уроках иностранного языка (немецкого) и второго иностранного языка (немецкого) в параллели 8–9 классов и в 11 классах.

Здесь хотелось бы также отметить особенности составления синквейнов для обучающихся 8–9 классов, которые изучают немецкий язык, как второй иностранный после английского. При использовании синквейнов для определения новой темы, ученикам давались варианты на немецком и английском языках. По причине того, что некоторая лексика, характеризующая рассматриваемую тему, еще ими не изучалась, и перевод был облегчен с помощью английских эквивалентов.

В качестве практической части мы представим в нашей статье несколько вариантов используемых нами синквейнов на уроках иностранного языка.

1. «Mein Zimmer»:

1) das Zimmer (комната);

2) groß, hell (большая, светлая);

3) schlafen, aufräumen (спать, убирать);

4) Ich mag mein Zimmer (Мне нравится моя комната);

5) der Raum / das Haus (помещение / дом).

2. «Meine Klasse»:

1) … (die Klasse) (класс);

2) schulisch, freundlich (школьный, дружелюбный);

3) lernen, kommunizieren, Unterricht machen (учить, общаться, делать задание);

4) Ich mag meine Klasse (Я люблю свой класс);

5) Schule , Freunde (школа, дружба).

+ аналог на английском языке

1) … ( the Class)

2) school, friendly

3) learning, communicating, teaching

4) I like my class

5) the School, the Friends.

3. Das Hobby:

1) das Hobby (хобби);

2) interessant, geliebt (интересное, любимое)

3) malen, tanzen, Sport treiben (рисовать, танцевать, заниматься спортом);

4) Zeit mit Interesse verbringen (интересно проводить время);

5) die Begeisterung (увлечение).

4. Meine Familie :

1) die Familie (семья);

2) freundlich, glücklich (дружная, счастливая);

3) pflegen, erziehen (заботиться, воспитывать);

4) Meine Familie ist meine Mutter und mein Vater (Моя семья — это мои мама и папа);

5) die Eltern (родители).

5. Das Essen:

1) das Essen (еда);

2) lecker, nährstoffreich (вкусная, питательная);

3) kochen, essen (готовить, есть);

4) Meine Schwester kocht sehr gut (Моя сестра очень хорошо готовит);

5) das Gericht (блюдо).

+ аналог на английском языке

1) the food;

2) delicious, nutritious;

3) cook, eat;

4) My sister is a very good cook;

5) the dish.

6. Das Weinachten :

1) das Weihnachten (Рождество);

2) christlich, heilig (христианское, святое);

3) getauft werden, geboren werden (креститься, рождаться);

4) Im Winter feiern wir Weihnachten (Зимой мы празднуем Рождество);

5) das Fest / die Geburt Christi (праздник / рождение Христа).

Подводя итог, отметим, что использование синквейн-метода позволило нам обеспечить более качественное усвоение лексического материала. А также вызвать интерес у обучающихся, для которых составление «мини-стихотворений» оказалось гораздо интересней традиционного заучивания слов «в два столбика». Мы полагаем, что дальнейшее применение на уроках иностранного языка (немецкого) и второго иностранного языка (немецкого) подобного интерактивного метода обучения позволит качественно повысить уровень усвоения обучающими иностранного языка и сформировать в целом всесторонне развитую личность, как диктует нам это государственный стандарт.

Литература:

  1. Баннов А. М. Синквейн. Учимся думать вместе. М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. С. 105–106.
  2. Кендивиан О. Д.-С., Куулар Л. Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования: Научный журнал. 2014. № 3. С.827–829.
  3. Крупнова О. В. Методическая разработка «Интерактивные технологии, применяемые на уроках иностранного языка». Сайт «Мега Талант». Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskaya-razrabotka-interaktivnye-tehnologii-primenyaemye-na-urokah-inostrannogo-yazyka-82790.html (Дата обращения: 12.11.2020).
  4. Написание синквейнов и работа с ними // Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ) // Сайт «Биология в медицинском ВУЗе». Режим доступа: http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=606 (Дата обращения: 30.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, класс, лексический материал, обучающийся, развитие, слово, строка, указанный метод, школьное обучение.


Похожие статьи

Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб квеста на уроках английского языка

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Похожие статьи

Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб квеста на уроках английского языка

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Использование интерактивных методов при развитии лексических навыков говорения на среднем этапе изучения иностранного языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Задать вопрос