Статья посвящена рассмотрению проблемы сбалансированности бюджета с точки зрения формы реализации принципа построения бюджетной системы Российской Федерации и состояния федерального бюджета. Если доходов недостаточно, возникает бюджетный дефицит. Методология исследования предусматривает сравнительный анализ понятий и содержания сбалансированности бюджета, инструментов его обеспечения, основных направлений бюджетной политики и решений стратегических задач.
Ключевые слова: сбалансированность бюджета, Российская Федерация, бюджетная система, устойчивость бюджетной системы, долгосрочная сбалансированность, государственная власть.
Приоритетная цель бюджетной политики Российской Федерации — это долгосрочная сбалансированность бюджетной системы, для достижения которой расширяются границы планирования, вводятся новые усовершенствованные правила формирования бюджета, используются индикаторы его сбалансированности для оценки эффективности деятельности органов власти. Сбалансированность бюджета выступает одним из важнейших принципов бюджетной системы, декларируемых Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип сбалансированности бюджета состоит в том, чтобы объем предусмотренных бюджетом расходов соответствовал суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [1].
Известный российский экономист-финансист Н. Я. Кривоносова приводит аргументацию, согласно которой сбалансированность бюджета характеризуется как междисциплинарное понятие. В экономической науке этот термин нередко определяется как фиксированная на определенный момент величина — результат сопоставления доходов и расходов [2].
Баева Е. А. и Позднякова С. В. рассматривают сбалансированность бюджета с точки зрения основного показателя экономического и социального благополучия страны, который складывается из равенства доходов и расходов. При этом авторы отмечают, что обеспечить такое равенство частей бюджета достаточно сложно. Его можно добиться, если постоянно сдерживать рост государственных расходов и установить в стране такой уровень налогообложения, который будет достаточен при формировании доходных статей с целью покрытия общественных потребностей [3].
Другой точки зрения придерживается Е. В. Кузнецова 1, трактующая суть термина как некое качество бюджета, которое отражает степень его способности обеспечивать бесперебойное финансирование необходимых расходов с целью удовлетворения общественных потребностей. Кроме того, это качество позволяет достигать поставленных задач, выполнять функции соответствующего публично-правового образования (федерации, субъекта федерации, муниципального образования) в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, несмотря на экономическую ситуацию и различного рода воздействия внутренних и внешних факторов.
Профессор В. М. Родионова считает, что сбалансированность бюджета — это свойство, включающее в себя такие параметры, как доходы и расходы. Именно размер этих параметров, а также динамика и структура характеризуют состояние бюджета, а также его устойчивость к различным видам риска [4].
Найденова Т. А. утверждает, что сбалансированность бюджета представляет собой равенство доходов и расходов, а поскольку это трудно обеспечить, данную проблему невозможно решить, так как это связано с постоянно изменяющимися приоритетами государства, общества, а также имеющимися возможностями государства [5].
В таблице 1 на основе обобщения приведены точки зрения разных авторов. Это позволяет сделать вывод о том, что сбалансированность бюджета является понятием многогранным. Однако все авторы связывают ее с доходами и расходами, учитывая их равенство, сопоставление либо соотношение.
Таблица 1
Авторы |
Определение сбалансированности бюджета |
Кривоносова Н. Я. |
Фиксированная на определенный момент величина, представляющая собой результат сравнения доходной и расходной части бюджета |
Найденов Т. А. |
Равенство доходов и расходов |
Баев Е. А., Поздняков С. В. |
Равенство доходов и расходов, которое достигается ростом государственных расходов и установлением в стране уровня налогообложения, который будет достаточным при формировании доходов |
Родионова В. М. |
Соотношение понятий — доходы бюджета, собственные доходы бюджета, поступления в бюджет, расходы бюджета |
Кузнецова Е. В. |
Качество бюджета, степень его возможности обеспечить финансирование расходов |
Также, на основе обобщения предложений ученых-экономистов представлена схема видов обеспечения бюджета по классификационным признакам (рис.1).
Рис. 1. Виды обеспечения сбалансированности бюджета
Проанализировав точки зрения авторов, можно выделить методы, с помощью которых можно достичь сбалансированности бюджета. Разделим их по следующим классификационным признакам: по периодичности достижения и по степени достижения.
По периодичности достижения:
– Краткосрочная сбалансированность (один год);
– Долгосрочная сбалансированность (ряд лет);
– Фактическая сбалансированность (результат исполнения бюджета);
– Запланированная сбалансированность (нормативным актом: законом).
По степени достижения:
– Общая (привлечение заимствований);
– Базовая (доходы бюджета + безвозмездные поступления);
– Собственная (доходы бюджета — безвозмездные поступления);
– Оптимальная сбалансированность — обеспечение сбалансированности бюджета исключительно за счет налоговых и неналоговых доходов (собственные доходы территорий);
– Регулируемая сбалансированность — обеспечение баланса не только за счет налоговых и неналоговых доходов, но и межбюджетных трансфертов (собственные доходы и полученные межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета);
– Общая сбалансированность бюджета — баланс достигается с помощью привлечения возвратных заимствований для покрытия дефицита.
При этом четыре института (собственные доходы, межбюджетное взаимодействие, долговые заимствования, бюджетный риск-менеджмент) составляют бюджетно-правовой институт регулирования, выполняющий свои функции на этапах составления и исполнения бюджета. Вместе с тем важно знать инструменты сбалансированности, позволяющие обеспечить ее реализацию в бюджетном процессе, при этом уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Как показывают результаты исследования, минимизацию размера дефицита бюджета целесообразно выделить в отдельный принцип функционирования бюджета, при этом существенное значение имеет финансово-правовое регулирование распределения и использования бюджетов на основе принципов согласования интересов органов государственной власти и местного самоуправления, учитывая разграничение их полномочий и ответственности. В условиях сбалансированности бюджета на каждом отдельном уровне бюджетной системы необходимо ориентироваться на разработку законодательного механизма финансирования обязательств, которые принимают на себя органы государственной власти и местного самоуправления.
Исследование сбалансированности с точки зрения формы реализации принципа построения бюджетной системы Российской Федерации и состояния федерального бюджета позволяет наиболее правильной и принципиальной признать позиции Е. А. Баева и С. В. Позднякова, которые более точно и объективно дают определение данной категории, поскольку детальнее отражают ее содержание. Перекладывая определение на реальную экономику, следует отметить, что сбалансированности можно достичь путем увеличения обязательных платежей и оптимизации расходов [6].
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).
- Кривоносова Н. Я. Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня. Известия ИГЭА. 2013;(6):61–65.
- Баева Е. А., Позднякова С. В. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения. Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2016;(6):44–48.
- Родионова В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты. Финансы. 2012;(4):54–60.
- Найденова Т. А. Анализ качества сбалансированности бюджетов северных территорий. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016;(5–2):95–99.
- Куприянова Л. М., Сурхаев И. Д. // Сбалансированность федерального бюджета. Учет.Анализ.Аудит. № 4. С.52–62.