В статье исследованы понятия «экологическая функция», «экологическая безопасность», рассмотрено содержание обеспечения экологической безопасности, проанализированы мнения исследователей о составе экологической функции государства и места в ней такого элемента как «обеспечение экологической безопасности».
Ключевые слова: стратегия экологической безопасности, экологическая безопасность, обеспечение экологической безопасности, экологическая функция государства.
В тексте действующей Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) на обеспечение экологической безопасности указано как на один из предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «д» ст. 72) [1]. В дальнейшем обеспечение экологической безопасности упоминается, например, в преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) как один из объектов правовой основы государственной политики [2], в ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» как одна из областей, регулируемая названным нормативным правовым актом.
Однако, о содержании «обеспечение экологической безопасности» ни один из названных и иных законодательных актов не дает. В данном случае нам представляется совершенно верным вывод, сделанный в данной ситуации Л. Г. Клюкановой. Автор указывает на абстрактный характер нормотворчества в отношении исследуемого понятия, когда законодатель бессистемно включает термин в разрабатываемые нормативные правовые акты без указания на цель, на принцип правового регулирования, на систему правовых мер [6].
На законодательном уровне определение понятия «экологическая безопасность» дана в ст. 1 Закона № 7-ФЗ. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года (далее — Стратегия экологической безопасности) экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства [3]. Данный подзаконный нормативный акт определил установленную стратегию экологической безопасности как основу для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
Трудно сказать, когда человек задумался о защите природной среды и самого себя от необдуманного воздействия на нее. Некоторые авторы определяют этот период пятидесятыми-шестидесятыми годами прошлого столетия, когда человеческая мысль пришла к выводу, что богатства природы могут быть истощимы, что и в социалистическом обществе возникающие общественные отношения между человеком и природой могут носить антогонистический характер, что развитие экономики преимущественно экстенсивными методами губительно влияет на окружающую среду.
Первая международная конференция по проблемам окружающей среды состоялась в 1972 году в Стокгольме. Принимавшие в ней участие представители 113 государств определили главную цель населения Земли — защита и улучшение окружающей среды для ныне живущих и будущих поколений.
Необходимо отметить, что природные ресурсы Российской Федерации, занимающей значительную территорию планеты, оказывают стабилизирующее влияние на глобальные экологические процессы Земли. Географическое положение России таково, что определенная часть территории (около 60 процентов) не подвергается воздействию деятельности человека по вполне объективным причинам: ледовое пространство, вечная мерзлота, труднодоступная для хозяйственной деятельности местность, горы и др. Но, как отмечается в Стратегии экологической безопасности, около 15 процентов территории, занимаемой большей частью населения страны с развитой промышленной, транспортной структурой и разработанными сельскохозяйственными угодьями, оцениваются как неблагополучные по экологическим параметрам. Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, ведет к экономическим потерям при производстве валового внутреннего продукта.
Необходимо отметить и низкую экологическую грамотность и воспитанность населения. Нам представляется возможным показать это на примере отдельных судебных решений. Так, при проверке прокурором Уренского района Нижегородской области санитарного содержания, чистоты и порядка на территории ул. Лесная г. Урень установлено, что в 50 метрах северо-восточнее дома N 11 расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Слева от дороги находится противопожарный водоем, справа овраг, по склону которого имеются навалы бытового и строительного мусора: остатков пластиковых, деревянных, металлических, стеклянных изделий [9].
При проведении прокуратурой ТАО г. Москвы проверки соблюдения требований действующего законодательства на земельном участке с кадастровым номером... установлено, что участок забетонирован по всей площади, что привело к негативному воздействию на окружающую среду (порча почвы, как компонента окружающей среды) [10].
Возникновение экологических проблем заставило задуматься как в практическом плане, так и в теоретическом о необходимости осуществления природоохранительной деятельности.
Так, в теории государства и права, классифицирующей функции государства по направлению деятельности, появилась природоохранительная подфункция, поскольку ее вначале относили к хозяйственно-организаторской функции, так как под охраной природы понималось рациональное природопользование в процессе хозяйственной деятельности государства. В дальнейшем охрана окружающей среды трансформировалась в экологическую функцию государства.
Г. С. Гиззатуллин, соглашаясь с исследователями в причинах выделения экологической функции, считает основным аргументом общественную потребность в необходимости осуществления государством целенаправленной деятельности в области охраны природы [5].
Среди исследователей отсутствует единое мнение о содержании экологической функции.
Так, два элемента — охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов признаются всеми исследователями как непременными элементами экологической функции.
Действительно, указанные элементы являются двумя важными направлениями целенаправленной деятельности государства — природоохранительной и природоресурсной. Никто не может оспорить необходимость охраны окружающей среды, так же, как и рационального использования природных богатств, учитывая их количественные и качественные характеристики.
М. М. Бринчук считает, что кроме указанных элементов в экологическую функцию должны быть включены охрана и защита экологических прав [4]. С данной позицией так же трудно не согласиться, поскольку ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
А. О. Миняев и В. С. Миронов, определяя содержание экологической функции, дополняют к уже сформированным трем элементам экологической функции (охрана окружающей среды, рациональное использование и охрана природных ресурсов, охрана и защита экологических прав) обеспечение экологической безопасности человека, общества, государства [7; 8].
Однако по мнению М. И. Русакова только на первый взгляд представляется верным вывод о том, что экологическая безопасность есть результат исключительно реализации экологической функции государства. Однако этот подход верен отчасти. По ряду параметров обеспечение экологической безопасности выходит за рамки не только экологической функции, но и в целом системы государственного регулирования [11].
Нам представляется обоснованным данное утверждение, поскольку как следует из целей, задач, направлений реализации принятой Стратегии экологической безопасности, обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
При этом следует согласиться с мнением С. Н. Русина о необходимости разработки ясных представлений о конституционной направленности обеспечения экологической безопасности и о его содержании. Без этого невозможны разработка научно обоснованной государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды и кодификация законодательства об охране окружающей среды [12].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), от 13.03.2020 № 1-ФКЗ// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
- Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.04.2017, N 17, ст. 2546.
- Бринчук М. М. Экологическое право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2020.
- Гиззатуллин Р. Х. Экологическая функция государства // Экологическое право. 2012. N 1. С. 2–6.
- Клюканова Л. Г. Понятие экологической безопасности в нормах российского экологического законодательства // Российский юридический журнал. 2017. N 4. С. 162–170.
- Миняев А. О. Экологическое право: конституционные основы — М.: Городец. 2004.
- Миронов В. С. К вопросу о понятии и содержании экологической функции государства // ЮРИСТЪ — ПРАВОВЕДЪ. 2007. № 1. С. 120–123.
- Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.12.2019 по делу N 33–15222/2019 // СПС «КонсультантПлюс». 2020.
- Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2020 по делу N 33–3045/2020 // СПС «КонсультантПлюс». 2020.
- Русаков М. И. Место и роль экологической безопасности в функциональной системе государства // [Электронный ресурс]. Код доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1724.
- Русин С. Н. Какой быть Стратегии экологической безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. N 7. С. 36.