В статье исследуются особенности выделения и изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: изъятие, государственные и муниципальные нужды, участок, Земельный кодекс, земельный участок, изъятие земель.
В процессе экономического развития для активного роста производства у государства и муниципалитетов возникает необходимость строительства автомобильных дорог, железнодорожных путей, туннелей, мостов, эстакад и прочих транспортных развязок, а также нефте- и газопроводов, линий электропередачи и прочих всевозможных транспортных и инфраструктурных объектов, в том числе связанных с выполнением международных соглашений. Учитывая всевозрастающее желание нашей страны быть участником международных соревнований, конференций, съездов и других подобных мероприятий увеличивается потребность в выделении под указанные нужды определенного количества земельных участков, находящихся в частном владении, будь то физические или юридических правообладатели. Обеспечить баланс публичных и частных интересов призвана процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Как правовой институт, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, возникающие в процессе прекращения субъективных имущественных прав на земельные участки ради необходимости использования последних в публичных интересах [4].
При чем о принудительном изъятии речь может идти только тогда, когда уполномоченному органу не удалось договориться мирным путем с правообладателем имущества. В этом случае соответствующее решение может оспариваться в суде.
Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях на основании норм, закреплённых в земельном кодексе. Но, к сожалению, в некоторых случаях власти пользуются своим правом по изъятию земель в собственных целях, которые не перечислены в статье 49 Земельного кодекса [1]. В иных случаях имеет место личная заинтересованность вышестоящих лиц. Поэтому собственнику необходимо знать меры по защите своего права собственности, которое закреплено за ним ст. 213 Гражданского кодекса [2].
Способами, с помощью которых государство может осуществлять изъятие земельных участков, являются: выкуп, национализация, конфискация, реквизиция и изъятие земельного участка у собственника из-за его ненадлежащего использования (рисунок 1) [3].
Рис. 1. Способы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Общими для всех указанных способов является ряд принципов, на которых основополагается государство при изъятии (рис. 2).
Рис. 2. Принципы изъятия земель для государственных и муниципальных нужд
Следует отметить, что при принудительном изъятии у собственника из-за его ненадлежащего использования процесс изъятия проводится в четыре этапа:
– проверка наделов, находящихся в собственности лица;
– выдача предписания собственнику при выявлении нарушений со сроками, установленными для их устранения;
– проведение повторной проверки после окончания сроков, указанных в пункте 2, при не устранении собственником нарушений, составление иска об изъятии земли;
– при вынесении судом решения об изъятии, земля продаётся на торгах на аукционе, из этой суммы вычитываются расходы на проведение аукциона, оставшаяся сумма остаётся у собственника.
В некоторых случаях земля у собственника может быть изъята в упрощенном порядке без судебного решения.
Таким образом, как основание прекращения права собственности и других вещных прав на землю, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд имеет характерную особенность.
В случае не достижения компромисса с правообладателем земельного участка, допускается осуществление такого изъятия в принудительном порядке. В отличие от других оснований принудительного прекращения права собственности и других вещных прав на земельные участки, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд производится у добросовестного законного правообладателя, то есть в условиях отсутствия какого-либо нарушения законодательства или невыполнения обязательства со стороны правообладателя. Это обстоятельство обуславливает исключительность случаев изъятия. В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ ст.49.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ст. 213.
- Сидорова Е. Л. Защита прав и интересов физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд: Автореф. канд. юрид. наук. — М., 2010. — С. 10.
- Украинцев О. Ю., Веретенникова Г. В. Проблемы изъятия земель для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Успехи в химии и химической технологии. — ТОМ XXIX. — 2015. — № 5. — С. 88.