В статье автором исследованы возможности и перспективы применения финансовых технологий в государственном финансовом контроле. Цель — изучить влияние цифровизации экономики на развитие и «прозрачность» государственного финансового контроля в современных условиях. Описан уровень проникновения и эффективности использования инновационных инфокоммуникационных технологий в сегменте общественных финансов в мире и в Российской Федерации. Представлены первоочередные направления трансформации системы управления финансами.
Ключевые слова: финансовые технологии, государственный финансовый контроль, цифровая экономика.
Финансовые технологии в XXI веке захватили нашу жизнь и внедряются во все без исключения сферы деятельности. Финансовые технологии представляя собой сложную систему, объединяющую секторы новых технологий и финансовых услуг, стартапы и соответствующую инфраструктуру. Кроме того, новые финансовые технологии проникают в сферу государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней специально созданных учреждений — за финансовой деятельностью всех субъектов экономики с применением особых методов [3]. Главной его целью является обеспечение соблюдения принятого законодательства, целесообразность и эффективность деятельности. Также его можно характеризовать как совокупность действий и процессов по проверке соблюдения государственными органами финансового законодательства, эффективного и результативного использования государственных финансов. Сегодня актуальна угроза безопасности экономики страны, связанная с нецелевым использованием государственных финансов, коррупцией, прямым хищением, вывозом капитала за рубеж.
Применение цифровизации в финансовых технологиях позволяет более эффективно и оперативно собирать (путем использования датчиков, в том числе имплантирования), закреплять (технология распределения реестров — блокчейн), анализирования (искусственный интеллект) и использования информации о субъектах финансового контроля.
В настоящее время на мировом уровне степень проникновения IT-технологий в сферу финансов достаточно высока. Проникновение услуг сектора финтех в мире характеризуется устойчивым движением вверх — с 16 % в 2015 году, до 33 % в 2017 году и 64 % в 2019 году. (Рисунок 1)
Рис. 1. Уровень проникновения финтех-услуг в экономику различных стран в 2019 году, %. [4]
В рамках реализации перехода к цифровой экономике в Российской Федерации приняты две концептуальные стратегии — Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. [1] Они задают вектор развития и национальные приоритеты для нас на долгосрочный период — внедрение новых форматов государственного управления и переход к цифровой экономике.
Необходима такая настройка, которая объединит все индивидуальные информационные системы органов власти в единое информационное пространство, задаст единые правила процессов взаимодействия, обеспечит единство нормативно-справочной информации, а также принцип однократности ввода данных, единого окна для всех пользователей этих систем.
В России наблюдается применение следующих финансовых технологий таких как блокчейн, «большие данные», «умные контракты», роботизированные версии, использование передовых технических решений — облачные технологии для хранения данных, открытого интерфейса прикладного программирования — API).
В зарубежных странах применяется ряд финансовых технологий в сфере государственного финансового контроля. Регулирование осуществляется органами публичной власти, регулирующие финансовый сектор, как: Федеральное управление финансового надзора (BaFin) в Германии, Агентство по финансовым услугам (FSA) в Японии, контрольный орган финансового рынка (FINMA) в Швейцарии. Апробация современных финансовых технологий во многих зарубежных странах проходят в режиме пилотных проектов. По сравнению с зарубежными странами в России для апробации новых технологий, в том числе финансовых допускается создание регулятивных площадок. В Великобритании проводят контроль всех правительственных учреждений. В итоге в поле контроля попадают финансовые операции. В стране нет единого механизма управления государственным финансовым контролем [5].
Исследование финансовых технологий, применяемых в процессе реализации государственного финансового контроля, становится особенно актуальным в условиях роста их дефицита, вызванного неблагоприятными экономическими условиями, экономическими санкциями со стороны западных государств, коррупции. Организация эффективного действенного государственного финансового контроля с помощью применения различных финансовых технологий становится приоритетной задачей российской экономики.
В России создание инновационной системы государственного финансового контроля отражается также в развитии методологических основ, совершенствовании стандартов проведения проверок, эффективности системы внутреннего аудита у главных администраторов, главных распорядителей, получателей бюджетных средств.
Федеральное казначейство шаг за шагом модифицирует эту систему. Начиная с системы перевода документооборота в электронный вид, затем обязательного заверения каждого объекта процесса финансового контроля электронными подписями и т. д. Отсюда следует, что современные финансовые технологии представляют реальные инструменты для совершенствования государственного финансового контроля [2].
Анализ зарубежного опыта позволил выявить признаки, присущие практически всем зарубежным системам государственного финансового контроля в отличие от России:
− независимость организации контроля от организации законодательной и исполнительной власти;
− акцент делается на рациональность и эффективность государственного контроля;
− оценка средств, потраченных на контрольную деятельность, в сравнение с достигнутыми эффектами.
Эти признаки целесообразно учитывать при совершенствовании применения финансовых технологий в системе государственного финансового контроля в России. А также, проведенный анализ зарубежного опыта выявил наличие различных форм, инструментов применения финансовых технологий, а также общность в содержательном смысле государственного финансового контроля.
Таким образом, в заключение отметим, что адаптация положительного зарубежного опыта применения финансовых технологий даст шанс значительно улучшить и повысить результативность и эффективность контрольной работы, разработает уникальный мощный инструмент обеспечения государственной качественной информации, которая необходима для повышения эффективности государственного контроля.
Литература:
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы”
- Жуковская И. Ф. К вопросу о государственном и муниципальном финансовом контроле // Финансовая экономика. — 2019. — № 4. — С. 72–79.
- Мигачев А. Ю. Сравнительный анализ в области государственного финансового контроля // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 8. — С. 151–159.
- Технологии и тренды 2030. — Текст: электронный // Digital Leader: [сайт]. — URL: https://research.digitalleader.org/ru/trendstechnologies (дата обращения: 17.10.2020).
- Шегурова В. П. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля / В. П. Шегурова, М. Ф. Желтова // Финансовое право. — 2013. — № 8. — С. 15–21.