Научная статья посвящена исследовательскому анализу актуальных проблем формирования бюджетной политики Российской Федерации в условиях распространения пандемии коронавируса. Актуальность исследования обусловлена новой волной коронавирусной инфекции, ухудшающей эпидемиологическое состояние, что приводит к спаду финансово-хозяйствующей деятельности предприятий, выступающих основным источником формирования бюджетных средств.
Ключевые слова: бюджетная политика; бюджет; бюджетная система; федеральный бюджет; пандемия; коронавирусная инфекция.
Текущее развития Российской Федерации в большей части зависит от принятия государством инструментов стимулирования социально-экономического развития, характеризующегося в улучшение макроэкономических показателях и индикаторах качества жизни населения. Среди векторов — эффективная политика регулирования бюджетной системы страны, на которую влияет степень сбалансированности бюджета.
Однако, события 2020 года могут кардинальным образом изменить тенденции развития экономики России. Формирование угрозы в лице пандемии коронавируса COVID-19 во всем мире приводит к тому, что финансовые рынки вошли в зону «турбулентности». Наблюдается обвал цен на рынке нефти, рост мировой экономики замедляется. Аналогичные процессы наблюдаются в России, создающие угрозы исполнению доходной части государственного бюджета.
Как итог, формируются угрозы и риски при исполнении федерального бюджета РФ. В связи с этим, актуальность научного исследования обусловлена новой волновой коронавирусной инфекции, ухудшающей эпидемиологическое состояние, что приводит к спаду финансово-хозяйствующей деятельности предприятий, выступающих основным источником формирования бюджетных средств.
Одной из наиболее актуальных проблем современного этапа регулирования бюджетной политики в России является низкая эффективность расходов бюджетных средств, что приводит к нерациональному распределению федерального бюджета между регионами нашей страны, из-за чего формируется категория «депрессивных субъектов» [1].
Также, причинами формирования бюджетного кризиса в России являются:
— резкий рост бюджетных расходов на социальную политику, что связано с перестройкой экономикой и повышением стандартов качества жизни населения;
— реальное сокращение доходов и налоговых поступлений в бюджет из-за финансового кризиса 2014–2015 гг., последствия которого ощущаются до сегодняшнего дня;
— политический популизм органов региональной власти, которые в рамках повышения своей репутации увеличивают расходы на финансирование неэффективных социальных программ местного значения;
— высокий уровень коррупции в государственном секторе экономики;
— неэффективная налоговая политика, приводящая к высокой доли теневой экономики;
— бюджетный федерализм, из-за чего возникает разрыв объема финансирования бюджетов субъектов РФ.
Обратимся к данным рисунка 1, где изображена динамика профицита/дефицита бюджетных средств федерального бюджета РФ.
Рис. 1. Динамика профицита/дефицита государственного бюджета РФ в период 2012–2019 годов, в млрд рублей [2].
Исходя из рисунка 1, отметим, что по прошедшим последним двум годам — 2018 и 2019, раннее существующий бюджетный дефицит перерос в профицит, что было возможно благодаря стабилизации ситуации в экономической конъюнктуре страны.
Однако, по итогам второго квартала 2020 года, дефицит бюджетных средств государственного бюджета составляет уже 823,1 млрд рублей, что делает проблему бюджетного кризиса для России вновь актуальной.
Для ликвидации данной проблемы и минимизации негативных последствий 2020 года на исполнение государственной бюджета России, необходимо выполнить следующие мероприятия:
— пересмотреть, действующие подходы при составлении федерального бюджета;
— реанимировать собственную государственную промышленность;
— принять меры по увеличению государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса;
— ввести стимулирующие меры, способствующие выходу отечественного бизнеса из теневого сектора.
Также, для решения актуальных проблем формирования бюджетной политики РФ необходимо минимизировать негативное влияние нерационального распределения бюджетных средств между регионами нашей страны, из-за чего формируется категория «депрессивных субъектов» при управлении финансами общественного сектора.
Таким образом, современный этап управления бюджетной системой в России заключается в эффективном процессе управления бюджетной системой государства. Одними из наиболее актуальных проблем являются несбалансированность бюджета, бюджетная неравность между региональными субъектами РФ и возможное неисполнение доходной части федерального бюджета в 2020 году из-за пандемии коронавируса.
Литература:
- Рыльская Е. Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4–1.
- Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета // Официальный сайт Минфина РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 13.11.2020).