В статье рассмотрены масштаб и последствия майской аварии на ТЭЦ-3 дочерней компании «Норникеля». Проанализированы предпосылки катастрофы и эффективность работ по ликвидации разлива. Также предложен перечень возможных мероприятий для предотвращения подобных событий в будущем, основанных на экспертных мнениях экологов.
Ключевые слова: Норильск, Норникель, авария.
Этим летом произошла экологическая катастрофа — одна из крупнейших в истории утечек нефтепродуктов в арктической зоне, создающая угрозу для экосистемы Северного Ледовитого океана.
29 мая на дочернем предприятии «Норникеля» ТЭЦ-3 в Норильске из-за проседания свай фундамента произошла разгерметизация одного из резервуаров и вылилось более 21 тысячи тонн топлива. Из них 19 000 тонн попало в водные объекты и десятки км водоемов оказались загрязнены, 2 000 тонн в почву. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах в районе разлива нефти под Норильском превышены в десятки тысяч раз. Загрязнены оказались озеро Пясино, реки Амбарная и Далдыкан и почти все их притоки. Нефтепродукты продолжают движение к Карскому морю.
Разлив нефтепродуктов в Норильске стал первой аварией такого крупного масштаба в заполярной Арктике. Объем ущерба, нанесенного экосистеме можно назвать «беспрецедентным». Авария — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов.
Во-первых, это неустойчивый грунт из-за таяния вечной мерзлоты. Такая проблема характерна для Арктической зоны в условиях глобального изменения климата. Процессы наблюдаются уже давно, их интенсивность растёт. Поэтому компании обязаны проводить мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение инфраструктуры.
Во-вторых, не соблюдение правил промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных объектов.
В-третьих, к комплексу причин можно отнести отсутствие эффективного экологического и технологического надзора со стороны государства. Сейчас сложно провести внеплановую проверку предприятий — для этого необходимо получить разрешение прокуратуры.
Был возбуждён ряд уголовных дел и объявлен режим ЧС федерального масштаба. С места происшествия было вывезено более 92 тысяч тонн загрязнённого грунта и 30 тысяч кубометров водонефтяной смеси. По итогам расследования Росприроднадзор оценил сумму экологического ущерба от разлива топлива на ТЭЦ-3 «Норникеля» почти в 148 млрд руб.
По официальным данным, после аварии удалось собрать около 17 тысяч кубометров загрязнённого поверхностного грунта. На месте аварии работало около 500 человек и 222 единицы техники.
Заместитель министра экологии региона Юлия Гуменюк сообщила, что проверка воды за боновыми заграждениями даёт возможность предположить, что либо это — крайне неэффективная мера удерживания нефтепродуктов, либо боны были установлены уже после того, как основное пятно переместилось дальше по реке.
По мнению руководителя программы по экологической ответственности бизнеса WWF России А. Книжникова, «Успешная локализация пятна не означает, что в озеро не попали загрязняющие вещества… Наиболее токсичные компоненты дизтоплива — лёгкая ароматика (бензол, толуол, этилбензол и ксилол) как раз и лучше всего растворяются в воде и никоим образом не могут быть собраны бонами» [1].
Экологи считают, что последствия могут быть тяжелыми не только для окружающей среды, но и для людей. Потеря для животного мира, который не может существовать в этих водоемах, и для окружающей среды невосполнима. ВНИРО подсчитал, что на восстановление водных биологических ресурсов Норило-Пясинской озерно-речной системы потребуется 18 лет, так как, было утрачено 8,9 тыс. т биоресурсов.
Работа по устранению последствий попадания токсичных веществ в окружающую среду осуществляется в несколько стадий.
1 стадия — локализация. В данном примере она была проведена неэффективно из-за потерянного времени (об аварии стало известно только спустя 2 дня). Доставка боновых заграждений из Мурманска заняла много времени, в то время пока дизельное топливо текло в сторону Ледовитого океана. В итоге морские боны были установлены и отсекли часть дизельного топлива на входе в озеро Пясино.
2 стадия — откачка. Норникель заявил, что 90 % дизеля изъято из водного объекта. Собрано 34 000 вододизельной смеси.
3 стадия — рекультивация. Предполагает очистку грунта, привоз нового грунта. Этап занимает 2–3 года.
4 стадия — самостоятельное восстановление природы.
Для предотвращения подобных природных катастроф в будущем предложен ряд мероприятий:
- Усиление роли государственной экологической экспертизы и оценки влияния на окружающую среду.
- Модернизация, развитие экологически дружных технологий.
- Необходимо экономически и технологически мотивировать компании предотвращать разливы с помощью штрафов и финансовой ответственности.
- Усиление роли Ростехнадзора.
- Компаниям, осуществляющим транспортировку, хранение нефтепродуктов запретить эксплуатировать нефтепроводы, резервуары и другие сооружения сверхэксплуатационного срока.
- Обязать компании проводить более тщательный мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение опасной инфраструктуры.
- Исключить размещение рискованных объектов в опасных местах (крупные реки, поймы затопленных рек), находящихся в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, а также на других ценных и уязвимых природных территориях.
- Формирование технологий надежной ликвидации разливов в ледовых условиях.
- Прозрачность информации для предотвращения подобных аварий в будущем.
Ранее в 2018 году президент России сказал, что «60–70 % оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально- экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600–700 млрд рублей в год, что негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации» [2].
Руководитель климатического проекта Greenpeace в России Василий Яблоков: «Ослабление экологического законодательства в будущем может привести к чрезвычайным ситуациям, аналогичным аварии 29 мая 2020 года в Норильске, ухудшению состояния окружающей среды и гораздо большим затратам на её восстановление, чем сэкономленные средства при исключении необходимых природоохранных мероприятий».
Задача государства должна состоять в том, чтобы пересмотреть этот негласный договор, не закрывать глаза на экологические правонарушения и экономически мотивировать компании инвестировать в модернизацию инфраструктуры, в новые экологически дружественные технологии.
Сейчас в зоне вечной мерзлоты находится большое количество зданий, хранилищ нефтепродуктов, нефте- и газопроводы и даже ядерные реакторы. По некоторым оценкам, уже сегодня из-за протаивания и деградации вечномёрзлых грунтов на нефтяных месторождениях Западной Сибири, в среднем, происходит около 7400 аварий в год. Учёные предупреждают, что 45 % месторождений нефти и газа в российской Арктике находится в зоне высоких рисков, где прогнозируемое таяние вечной мерзлоты может нанести серьёзный ущерб инфраструктуре. Необходимо спасти пострадавшую Арктическую экосистему.
Литература:
- Пресс-конференция по аварии в Норильске. — Текст: электронный // greenpeace: [сайт]. — URL: https://greenpeace.ru/news/2020/06/18/press-konferencija-po-avarii-v-norilske/ (дата обращения: 13.11.2020).
- Путин, В. В. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 г. № 198 / В. В. Путин. — Текст: электронный // kremlin.ru: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43022 (дата обращения: 13.11.2020).
- Меснянко, А. Нефть: люди, которые изменили мир. / А. Меснянко. — 1-е изд. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 254 c.