В статье рассматривается необходимость обновления души и сердца через молитву. Гоголь жил частной молитвой. Он также молился за других. Он даже подбадривал их, говоря, что ходатайствовал за них (семью, друзей, читателей). Практические элементы молитвы очень часто встречаются в произведениях Гоголя. Они, в свою очередь, показывают жизнь и труд писателя, также могут быть извлечены практические элементы для ежедневной молитвы верующего.
Ключевые слова: Гоголь, молитва, Бог, Библия, время, благословение.
Гоголь не только молился, очевидно, что нет полного списка его молитв, но многие из своих молитв он записывал (как видно из описания выше), он также признавался другим, что молился за них. Николай Гоголь оставил богатый источник определений и характеристик молитвы.
Основная часть. Во-первых, молитва очень важна и никогда не бывает бесполезной. Это та песня тоски, которую верующий всегда должен петь Христу. С молитвой верующий проходит жизненные обстоятельства, а также с молитвой он страдает или идет на смерть [1, c. 211–212].
Во-вторых, Гоголь определяет молитву как великую силу, которая помогает верующему победоносно пройти через жизненные препятствия и приблизиться ко Христу. Также через молитву (в-третьих) человек прославляет величие Христа и благословение Бога Отца [7]. Он добавляет: «Молитва — это способ развить вашу стойкость и величие, способ, который всегда дает победу без рвения и горячей веры. Молитва — это вдохновение, которым человек украшает пшеницу своей повседневной жизни» [1, c. 212].
Владимир Воропаев в Православное книжное обозрение, утверждает что самая поразительная молитва Гоголя это «К Тебе, о Матерь Пресвятая», широко распространенной в рукописной традиции под названием «гоголевская молитва» и ставшей едва ли самым известным его произведением в славянских (и не только) странах» [4, с. 24–32]. A Ю. А. Лабынцев и Л. Л. Щавинская утверждают, что это молитва была наиболее читаемой и хорошо известна среди православных верующих [5]. B четвертых, эта молитва, имеет глубокий и богословский текст. Молитва, которая помогает человеку иметь настоящие отношения с Богом, а именно:
«На путь спасения наставь …
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.
Стена Ты верным и ограда!
К Тебе молюсь всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердиcь надо мной!» [6, т. 6, с. 415].
Пятый практический элемент гоголевской молитвы — это оружие или, как называет ее Гоголь, «невидимая сила Христа, с которой человек никогда не погибнет». Потому что с этим оружием дитя Божье «может постепенно разрушать все преграды, возникающие на пути». Таким образом, Гоголь уверяет своих читателей, что Спаситель Христос «приблизится к молящимся и ищущим помощи в Священном Писании». Потому что Бог хочет поддержать Своих детей и не допустить, чтобы на них напал дьявол. Вывод, к которому приходит Гоголь, — это наименование двух народных лагерей. Первые — это те, кто молятся Христу и получают Его помощь, а второй лагерь — это так называемые христиане, которые не молятся и которые практически «отвернутся от Христа, и Христос вернется от них». Для Гоголя это описание очень простое и практичное. Он утверждает, что «Христос никого не принуждает к счастью силой» (это момент молитвы), но говорит, что те, кто молятся, фактически являются людьми, привлеченными Святым Духом, и они являются людьми, за которых молился Сам Христос [1, c. 212].
В одном из писем Гоголя к «В. А. Ж-му» есть свидетельства о месте, где он просит помощи и милости — молитва как средство ходатайства (это шестой практический элемент гоголевской молитвы): «брат, спасибо тебе за все! У могилы Господа я прошу о помощи». С практической точки зрения, его молитвенная жизнь состояла не только из стандарта с точки зрения чтения или произнесение молитв, написанных другими, но и молитва была образом жизни. Молитва олицетворяла его момент поклонения и бег к кресту Христа, к престолу Его благодати. В основном это представляла его повседневную жизнь, или его образ жизни [2, c. 48–49].
Для Николая Гоголя молитва была чрезвычайно важной и святой. В одном из писем он написал: «надолго оставайся в молитве. Тебе лучше сказать от всего сердца: Боже, помилуй или Бог поможет каждому поступку или действию, независимо от того, что происходит в течение дня, и ваши дела будут молиться за вас сами по себе и вместо всех слов» [3, c. 163–168]. Ободрение (седьмой практический элемент), которое он дает своей сестре, укрепляет внутреннего человека или духовного человека. Это было его заботой о себе и своей семье, его друзьях, его читателях. Русский прозаик всегда возвращался к своей заметке в тексте апостола Павла во 2 Коринфянам 4:16, в которой он писал: «Наш внешний человек чует (проходит), а внутренний человек обновляется». Следовательно, внутренний человек нуждается в питании, руководстве и укреплении, которое достигается только через питание из живого Слова Бога [3, c. 163–168].
Для Гоголя чтение Священного Писания имело первостепенное значение. Он очень любил псалмы и послания Павла. А в письме к младшей сестре Ольге Гоголь, 20 января н. 1847 (Неаполь), Николай писал: «Ежедневно читайте Новый Завет и пусть он будет вашим единственным чтением. В нем вы найдете все, как быть с людьми и как им помочь. Особенно хороши для этого послания апостола Павла» [8, c. 83]. И, как видно из истории его жизни: «Евангелие всегда было с ним в кармане, даже в дороге. Когда он ехал с нами в Сорочинци, он читал Евангелие в колеснице» [9, c. 55]. Это отражает связь между чтением и изучением Священного Писания и молитвой. Эти два будучи непрерывным в жизни и творчестве русского драматурга девятнадцатого века [О жизни и переписке Гоголя см. книгу: И. А. Виноградов, Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание, 10].
Заключение. Итак, подводя предварительные итоги, можно заключить, что молитва была тем чистым и приятным воздухом, которым пользовался русский классик. Ему не было стыдно молиться. Он почтил молитву. Он практиковал это согласно библейскому тексту: «Непрестанно молитесь» (1-е послание Фессалоникийцам 5:17).
Гоголь, как религиозный мыслитель и публицист, основоположник святоотеческой традиции русской литературы, обратил внимание своего народа (украинского и русского) на ключевой элемент христианства — молитву. Кажется, что никто из русских писателей XIX века не описал и не обратил внимание читателей на практические элементы молитвы, как это сделал Николай Гоголь. Таким образом, он остается одним из самых плодовитых писателей, которые выявили ключевой элемент христианства, а именно молитву.
Литература:
Лабынцев Н. В. Гоголь и славянские литературы / Лабынцев, А. Ю, Щавинская, Л. Л. — Москва: Индрик, 2012. — 568 c. — Текст: непосредственный.
Гоголь Духовная проза. Сост. и коммент. В. А. Воропаев, И. А. Виноградов; Вступ. ст. В. А. Воропаева / Гоголь, Николай. — Москва: Русская книга, 1992. — 557 c. — Текст: непосредственный.
Гоголь Гоголь О. В., 20 января н. ст. 1847 г., No 100 / Гоголь, В. Н. — Текст: непосредственный // Русской Мысли. — 1896. — № 5. — С. 163–168.
Воропаев, В. А. Молитва Гоголя / В. А. Воропаев. — Текст: непосредственный // Православное книжное обозрение. — 2017. — № 3. — С. 24–32.
Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. «Гоголевская молитва» в народных литературах восточных славян // Н. В. Гоголь и славянские литерату- ры. — М.: Индрик, 2012. — С. 206–212.
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: в 17 т. / сост., подгот. текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. — М.; Киев, 2009–2010.
Мильдон, В. И. Заклинание и молитва. Об одном из архаических источников поэтики Гоголя / В. И. Мильдон. — Текст: электронный // Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека: [сайт]. — URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1458/#05 (дата обращения: 13.11.2020).
Гоголь Полное собрание сочинений в четырнадцати томах / Гоголь, Васильевич Николай. — Том 13. Письма 1846–1847. — М., Л.: АН СССР, 1952. — 272 c. — Текст: непосредственный.
Гоголь-Головня Из семейной хроники Гоголей. Мемуары Ольги Васильевны Гоголь-Головни / Гоголь-Головня, Васильевна Ольга, Чаговец, Всеволод. — Киев: 1909. — 81 c. — Текст: непосредственный.
Виноградов Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание / Виноградов, А. И. — В3т. Т.1. — M.: ИМЛИ РАН, 2011. — 904 c. — Текст: непосредственный.