Встатье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводилась в старшей и подготовительной группах. Она содержит практические советы для работы с детьми по данной проблеме. Статья может быть полезна воспитателям детских садов.
Ключевые слова: природа, экология, дошкольники, нравственность, патриотизм, воспитание.
Как прекрасна наша планета — Земля! Как мудро создано все имеющееся на ней Творцом. И как гармонично создан человек и его органы чувств для восприятия нами природных явлений, всего окружающего мира.
Природные явления, растительность, животный мир, почва, полезные ископаемые — все это перед нами как удивительная иллюстрация чудес, все открыто нам, но каждый человек все воспринимает по-своему. Для одних дождь — помеха, для других — польза, для третьих — удовольствие пройтись по лужам. Кто-то хочет выточить из малахита цветок или любоваться мухой в янтаре, а кому-то хочется дышать ароматом розы или лаванды.
Кроме явной полезности природного мира, такого рационального до крупицы расчета, когда мы изумляемся, объясняя возможность дыхания, насыщения, утоления жажды, обогревания, есть еще великий дар для нас от природы — утешение ею, духовное обогащение, насыщение душевное. Этот дар совершенно бесплатно дается. Для его получения не надо ехать на море, в тайгу или идти в горы. Там, где родился, где рос, где живешь, там и замрешь у плакучей ивы или, услышав пение иволги, восхитишься, словно впервые это видишь и слышишь. А радуга? Всего семь цветов, а нет равнодушного зрителя, замершего с поднятою головою к небу... А уж рассвет, закат мы все наблюдали не однажды, но как часто наши телефоны, фотоаппараты хотят зафиксировать именно этот закат.
Все это — бесценный дар, а мы его не бережем. Бережем немного, недостаточно. Наши поля засеяны не розами, не злаками, подчас — просто не засеяны. Пустыри превращаются в свалку. Вокруг заводов — смрад и смог, отравленные растения и животный мир. Ради удобства мы переходим на пластик, синтетику и уродуем свое собственное жилище, тело, всю Землю. Зачем?
Проблема велика. Эту проблему быстро уже, как мы видим, не решить, есть надежда, что это могут сделать следующие поколения. Может быть, это проблема экологического образования? В какой-то степени — да! Но не совсем. Детям с начальной школы уж точно говорят о важности сохранения жизни на земле, о загрязненности воздуха, об источниках возникновения этой проблемы, для этого целенаправленно работает курс «Окружающий мир», но на практике мы видим мало изменений в лучшую сторону.
Да, бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Но экологическое воспитание непременно должно иметь хорошую основу нравственного воспитания, перед малышом и подростком должен быть пример собственных родителей, непогрешимый авторитет учителя. Нравственность, патриотизм должен быть основой развития маленьких граждан, уважение к природе возникает именно на этой почве. И, наоборот, при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Ребенок будет горько плакать над сбитой машиной кошкой или голубем, просить маму взять домой бездомного котенка. Да, это закономерно.
Но — известна и детская жестокость… Мучают котенка тоже наши дети, разрывают на части жуков, смеются, ломая крылья у бабочки и подзадоривают бой петухов. Что это? Откуда это? Из родительского дома?! От окружающих людей?! От неудовлетворенности собственным положением, от желания отомстить за свое в его понимании неудачное положение в мире людей?!
К сожалению, мы не можем исправить многое в этом мире, поэтому мы предлагаем делать то, что в наших силах. Работать со всеми, с детьми, с родителями, над собой, использовать экскурсии радость общения с природой для всех — и детей и взрослых. Как пример, для малышей можно порекомендовать следующие методы работы:
Контактные (экскурсии, целевые прогулки), где можно общаться с природным миром, слушать, видеть, дышать и тактильно осязать, наблюдать окружающий мир природы. Экскурсии в зелёную зону города можно провести с целью отдыха и укрепления здоровья детей, а можно усложнить ее, добавив беседы или заранее подготовить сюрприз родителям от детей: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени. На экскурсии, конечно, должны присутствовать папы и мамы, дедушки, бабушки. Как правило, коллектив группы радуется таким мероприятиям, родители благодарят за чудесно проведенный день.
Обычные прогулки на территории ДОУ при желании превращаются в экологические занятия. Деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники — это практически есть на территории каждого детского сада… Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов. Во время такой прогулки можно провести операцию «Подарок птицам»: изготовление кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
Наглядные — это рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, проведение дидактических игр; показ сказок на тему, поделки из природного материала. Сюда можно включить лучшие или все детские работы из конкурса поделок из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаковки». Можно организовать фотовыставку семейных фотографий «Природа и мы».
Словесные методы — это чтение литературных произведений, и их анализ беседы с детьми и их родителями, заучивание стихотворений, загадывание загадок, конкурсы чтецов. Сопереживание героям сказок объединяет маленькие сердца, детям нравится, что его товарищи одинаково с ним реагируют на сюжет и героев сказок. В сказках о животном мире природа одухотворена, герои говорят на понятном языке, возникает связь между человеком как венцом творения с природным миром. Все это откладывается в глубине добрых детских сердец и служит руководством поступков в дальнейшей жизни. Сказка, как и другие виды художественного произведения, дает первые уроки нравственности. Хорошо включить в работу конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме города. Как стимул для творчества — лучшие работы или их обзор опубликовать в местной газете. В нашей газете «Веснушка» (Старый Оскол) с удовольствием публикуются и читаются подобные материалы.
Игровые методы — это проведение разнообразных игр — малоподвижных, сюжетно — ролевых, дидактических, игр драматизаций, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, постановка сказок, отрывков литературных произведений и др. Все это легко найти в интернете и применить это именно к своим детям, к своей местности. Например, узнав, что у большинства дошкольников есть домашние питомцы (рыбки, котята, собаки, черепахи и т. п.), организовать познавательное развлечение «Заботы наших питомцев». Это можно сделать при помощи компьютерных возможностей.
Практические методы — это продуктивная деятельность детей. Здесь и уборка своего участка от мусора, и помощь деревьям, насекомым, птицам «Поможем природе». Здесь же изготовление кормушек, и работа с бросовым материалом, макулатурой, изготовление наглядных пособий в помощь природе и ее познанию.
Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Но, повторяемся, работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения должна ложится на благодатную почву доброго отношения друг ко другу, к людям, к своей стране, любви к окружающему миру, к своему краю. Кто помнит и бережёт чувство любви к малой родине, тот и землю свою бережет, страну свою — не предаст. Нравственность, патриотизм — основа воспитания всех положительных качеств.
Сможем мы, воспитатели, вложить в детские души зернышки добра? Несомненно. Об этом говорит русская народная пословица: «С кем поведешься — от того и наберешься». Пусть хоть немного наберутся от нас. А нам — надо работать, не сомневаясь в полезности наших усилий для детских душ.
Литература:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
- Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
- Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 3. — С. 62–64.