Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и современных исследователей. Исследуются причины возникновения и признаки наличия ресентимента, его модели и формы, а также тесная взаимосвязь с моралью, идеологией и социальной нормой.
Ключевые слова: ресентимент, система ценностей, конфликт ценностей, ситуация ресентимента, рефлексия, реактивная сила, трансфер.
This article is devoted to the study of ressentiment as a social phenomenon that influences the human value system. In the course of the research, we examine the axiological aspect of ressentiment, the essence of its transforming forces in the interpretation of the classics and modern researchers. The reasons for the emergence and signs of the presence of ressentiment, its models and forms, as well as the close relationship with morality, ideology and social norms are investigated.
Key words: ressentiment, value system, conflict of values, ressentiment situation, reflection, reactive force, transfer.
Актуальность темы заключается в её малоизученности в отечественной социологии. Феномен ресентимента, обозначенный немецким мыслителем Фридрихом Ницше в 1887 году в сочинении «О генеалогии морали: полемика», сразу же нашёл своё отражение в различных науках и стал популярным во многих исследовательских обществах. Ницше описывал динамичность социальных и культурных процессов, приводящих к кардинальным ценностным и идеологическим изменениям в обществе. Сегодня тема ресентимента невероятно популярна в Западной Европе и США, однако, в России она продолжает оставаться не раскрытой, а большинству социологов приходиться опираться лишь на классический труд М. Шелера «Ресентимент в структуре моралей».
Практическая значимость обусловлена возможностью изучения ресентимента как феномена, накладывающего отпечаток на формирование некоторых образцов поведения и препятствующему интеграции социокультурных ценностей как между двумя личностями с противоположными ценностными системами, так и между социальными группами, коллективами, нациями, государствами. Исследование позитивных и негативных сторон ресентимента имеет значимость, прежде всего, с точки зрения анализа социальной дифференциации современного общества, а также активной и реактивной сил, влияющих на его консолидацию.
Ресентимент (фр. ressentiment — «враждебность», «злопамятность») — социальное чувство, связанное непосредственно с валёрной системой личности или коллектива, связанное с чрезмерным возвышением собственных ценностных аттракторов и неприятие противоположных ценностей. На уровне межличностных отношений субъект ресентимента считает причиной своих неудач то, что вызывает у него непонимание и отторжение. Это бессильная зависть, агрессия к тому, что вызывает конфликт ценностей. Ресентимент чаще всего проявляется между самодостаточной личностью и посредственностью, либо, между личностями, становление которых происходило в совершенно разных социальных условиях, при разном воспитании и разной идеологии [1, 4].
Взаимоотношения субъектов ресентимента можно рассматривать шире: в национальном, религиозном, идеологическом или политическом аспектах. Как и в социальном столкновении, в ситуации формирования ресентимента, у одного субъекта имеется образ врага, обладающего рядом негативных качеств, которые могут противоречить социальным и моральным нормам, писанным и неписанным правилам конкретного общества. Опираясь на типы характеров Э. Фромма [6], современные исследователи считают, что самое большое количество ресентиментов присуще рецептивному и эксплуатирующему характерам. Личности с продуктивным характером не склонны к вхождению в ситуацию ресентимента [6, с. 281–282].
Ресентимент как социальное чувство может сформироваться результате неудовлетворённости от собственных действий, нереализованности внутренних мотивов. В данном случае субъект ресентимента будет стараться перенаправить озлобление либо на посторонний субъект/объект, либо на самого себя, что неизбежно повлечёт ряд аффектов. В крупных социальных столкновениях ресентимент может возникнуть у обеих сторон, причём реактивная сила будет пытаться с помощью всех возможных средств доказать своё превосходство перед активной. При победе реактивной силы могут возникнуть социальный сдвиг или социальная аномия, а при победе активной — различные позитивные преобразования. При этом установление социального сотрудничества неизбежно приведёт к постепенной утрате некоторых ценностных аттракторов у обеих сторон [5, c. 91].
Наиболее устойчивый вид ресентимента — вражда нового и старого. Как известно, любая инновация неизбежно приводит к разрушению старых порядков. В трудах Э. Фромма новаторами выступают идеалисты, не принимающие традиционализм, но стремящиеся создать условия для «свободного духа», они идут революционным путём развития. Реалисты также хотят взамен старых порядков ввести новые, но избирают преимущественно эволюционный путь, требующий постепенных преобразований. В то же время традиционалисты стремятся сохранить некоторые «старые ценности», ссылаясь на то, что именно в них заключается основа общества, что именно они формируют большую часть социальных норм и законов.
Аксиологический аспект ресентимента заключается в том, что он не допускает полную маргинализацию населения. Постоянно сталкивая реактивную и активную силы, ресентимент влияет на разрушение старого и построение нового, вместе с тем, меняется аристократия, вначале политическая элита, а затем и экономическая, возникает разлом в социальных институтах, позволяющий проследить разного рода коллизии и избежать глобального кризиса. Возможность вовремя обнаружить негативную социальную динамику и ситуацию нестабильности современные социологи считают главным достоинством ресентимента.
Согласно учению Ф. Ницше [3], формирование ресентимента начинается с одного субъекта, который сумел осознать своё низкое социальное положение. Таким образом, у рефлексирующего «Я» возникает чувство социальной незащищённости, пассивной агрессии, которые вкупе приводят к принижению собственного достоинства и, значит, к принижению валёрной системы. В столкновении двух субъектов зависть и злость проявляются, как правило, лишь у одного, сомневающегося в правильности своего мировоззрения. При этом, доказать правильность и превосходство своих ценностей — главная задача каждого участника ситуации ресентимента [3, c. 25].
Имеют место трансферы и контртрансферы: в ситуации, когда один из субъектов обладает множеством комплексов и подсознательно признаёт собственную несостоятельность, невозможность повалить на социальное положение и социальный статус, ресентимент перенаправляется на его «Я». В этом случае принято говорить об особой, интравертируемой модели ресентимента. Можно сказать, что ресентимент есть следствие психологического сопротивления и отторжения, когда субъект испытывает серьёзный дискомфорт от пребывания в определённом социальном пространстве, неподходящим под его валёрную систему из-за сложной структурной организации, тогда как в межличностном противостоянии проявляется самый примитивный вид ресентимента, сопровождающейся наивными ожиданиями и пассивной агрессией субъекта — представителя реактивной силы.
Н. Н. Исаченко [2] считает, что предпосылками, способствующими возникновению ресентимента, могут стать: социальная дифференциация общества; социальная неудовлетворенность субъектов, вызванная статусной неопределённостью или социальной несправедливостью; социальная аномия, маргинализация при потере социального статуса; социальная изоляция; личностная неустроенность. Эти ситуации способствуют формированию экстравертируемой и интравертируемой модели ресентимента. Обе модели несут опасность для общества, потому что ресентимент как негативная реакция субъекта несёт посыл враждебности. Враждебность всегда содержит аффективный и поведенческий компонент, способные проявиться в форме вербальной и невербальной агрессии. Эта разрушительная сила, деформируя внутренний мир субъекта, способствует формированию деструктивных наклонностей, которые могут привести к правовому нарушению [2, с. 13].
Социокультурная система современного общества представляет собой пространство, где сосуществуют самые неоднородные социальные образования, имеющие собственные ценностные аттракторы и установки, далеко не во всём соответствующие государственной идеологии. Субъект ресентимента испытывает воздействие со стороны множества факторов, так или иначе влияющих на его развитие и закрепление ценностной информации. Среди наиболее значимых можно выделить следующие факторы: 1) психофизиологические особенности субъекта; 2) ментальность и картина мира; 3) социальные условия; 4) положение в обществе и социальный статус; 5) круг общения; 6) профессиональные и личностные интересы; 7) литература; 8) интернет-источники; 9) СМИ и прочие институты общественного мнения; 10) непосредственно ресентимент, выраженный в агонистической или конфликтной форме.
Каждый их этих факторов задаёт ориентиры развития. В онтогенезе личности ресентимент вырабатывается постепенно, по мере того как его субъект приобретает различные убеждения и ценностные установки. Мораль и нравственность — неизменные спутники ресентимента, переоценённые предметы и явления действительности становятся причиной озлобленности субъекта, из-за невозможности повлиять на то, что он считает недопустимым. Простейший пример — отношение человека к категориям «добра» и «зла», «правильного» и «неправильного».
У разных культур и в разные исторические эпохи существовали свои уникальные представления о морали и исходящие из этих представлений социальные нормы и законы. В Древней Греции обнажённое тело считалось отражением внутренней, духовной красоты. В современности нагота на подсознательном уровне приравнивается к оскорблению достоинства, к неуважению общества в целом. Безусловно, и в современности существует разрыв в представлениях о морали, даже касательно норм этикета. К примеру, в Японии поклон считается обязательной, ритуальной частью приветствия, символизирующей уважение к человеку. При этом, в Западной Европе, в частности, в Германии поклон может означать податливость, безволие, даже посредственность или желание выслужиться ради получения выгоды.
Ресентиментная доминанта существовала всегда, на уровне коллективного сознания, которое преображалось в соответствии с изменениями в политико-экономической системе и государственной идеологии. В эпоху глобализации и информатизации, при расширении культурных связей и стирании границ между государствами, ресентимент также приобрёл глобальный характер, став источников социальных потрясений на политической, идеологической, религиозной и национальной основах. Впрочем, в этом прослеживается не столько социальная сущность самого ресентимента, сколько наличие огромного количества исторических противоречий и неразрешённых проблем, подкреплённых ресентиментом.
Выводы . Таким образом, мы рассмотрели аксиологический аспект ресентимента, его основные признаки и причины образования. Изучив структурно-функциональные свойства ресентимента, мы установили, как субъекты, подчинённые реактивной и активной силам, попадают в ситуацию ресентимента. Ресентимент всегда возникает, когда есть противоречие между ценностями, моралью и нравственностью в условиях межличностного общения, на уровне коллектива, государства и даже всего международного сообщества. На сегодняшний день ресентимент является глобальным явлением, с которым необходимо считаться и которое необходимо исследовать.
Литература:
- Василовская Е. А. Самовоспроизводство общества потребления в XX веке: теоретический анализ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. — С. 57–63.
- Исаченко Н. Н. Ресентимент как социальное явление современного общества // Общество: философия, история, культура. 2018. № 4. — С. 12–14.
- Ницше Ф. Собрание сочинений в 5 т. Т. 5: Генеалогия морали. Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка. Казус вагнера. Антихрист. Ecce Homo / Фридрих Ницше; [пер. с нем.; сост. И. Кивель]. — М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», Издательство «Пальмира», 2019. — 413 с.
- Пресняков И. В. О возможностях социологического применения концепции «Ресентимента» М. Шелера // Социологический журнал. 2019. № 2. — С. 60–77.
- Скрипник А. П. Негодование и нетерпимость // Этическая мысль. 2019. № 1. — С. 89–103.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ. — М.: ACT, 2006. — 571 с.