Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный университет цифровой экономики «BIT EDUСATION на базе МБОУ СОШ с. Тербуны»» по апробации рабочей программы учебного предмета «Технология» (углубленный уровень) для старших классов как одного из элементов профессиональной ориентации в мире информационных технологий.
Ключевые слова: технология, цифровые компетенции, проектная деятельность.
The article is devoted to the teaching of the subject technology in the context of the development of high-tech production and breakthrough (critical) technologies. Validity of the introduction of the subject «Technology» in the framework of the project «School University of digital economy» BIT EDUCATION on the basis of MBOU SOSH S. Terbuny "«on testing the work program of the subject «Technology» (advanced level) for senior classes as one of the elements of professional orientation in the world of information technology.
Keywords: technology, digital competencies, project activities.
Развитие техники, науки, культуры, проникновение информационных технологий в различные области деятельности человека оказывают огромное влияние на содержание школьного технологического образования. Быстроразвивающийся технологичный мир подталкивает все предметные области образовательного процесса к неизбежным изменениям. Уровень технологической культуры населения в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий определяет кадровый потенциал выпускников современной школы, их конкурентоспособность на рынке труда, влияет в целом на интеллектуализацию человеческого капитала и наукоемких сфер деятельности, обеспечивает безопасность и культуру организации производственных и иных технологических процессов в современной школе.
Но сегодняшнему выпускнику необходимы не просто базовые предметные знания, а формирование непрерывно обновляющихся, с учетом изменений требований, базовые компетенции цифровой экономики. Поэтому назрела необходимость обучения школьников 10–11 классов по основным образовательным программам, которые будут отвечать персональному профилю каждого выпускника, ориентироваться на развитие цифровых компетенций, ежегодно обновляться и фиксироваться в индивидуальном учебном плане школьника. И здесь особая роль отводится предметной области «Технология», которая должна отвечать вызовам времени и удовлетворять потребностям выпускника.
Мотивация к активному изучению предмета в последнее время была ослаблена по ряду причин:
− сокращение учебного времени на изучение предмета;
− устаревшая материально-техническая база, требующая обновления и модернизации;
− уровень компетентности педагогов недостаточно высок.
Поэтому сегодня учителю необходимо выстраивать деятельность на уроках технологии так, чтобы происходило освоение выпускником в полном объеме базовых компетенций работы с современным технологичным оборудованием в области робототехники и 3D-моделирования, информационных технологий и технологий производства, сформировались цифровые компетенции при знакомстве с миром профессий и вовлечении в проектную культуру. Самоопределение и ориентация обучающихся на инженерно-технические и IT- специальности существенно меняет уже сегодня материальную и нематериальную сферы современной школы.
Введение учебного предмета «Технология» на уровне среднего общего образования МБОУ СОШ с. Тербуны позволяет развивать наукоемкие технологии в школе, способствует знакомству с миром цифры, позволяет создать такие высокотехнологичные производства и инновационные технологические кластеры, как Школьный университет цифровой экономики.
Программа построена по модульному принципу и содержит следующие модули:
− «Основы пилотирования»;
− «Технологии виртуальной и дополненной реальности»;
− «Технология 3D-моделирования»;
− «Лазерные технологии»;
− «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения».
Результатом изучения каждого модуля, является разработка, создание и защита проекта.
Занятия рассчитаны на углубленную подготовку обучающихся, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков, а также на развитие инженерного и художественного мышления, формирование начальных технических и цифровых знаний, овладение soft- и hard- компетенциями.
Учебные занятия направлены на развитие у школьников интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности в области технологических инноваций, значительно расширяющих кругозор и образованность.
Приоритетными результатами программы являются:
− знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования;
− решение изобретательских задач;
− знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий, освоение их важнейших базовых элементов;
− профессиональное самоопределение;
− овладение опытом конструирования и проектирования, навыками применения ИКТ и цифровых технологий;
− базовые навыки работы в программах по моделированию;
− ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
− владение проектным подходом к деятельности.
Инновационный поиск новых средств обучения привел учителей кафедры Технология к пониманию того, что на уроках технологии, особенно в старших классах, необходимо активнее применять метод проектов. Наиболее ценными и эффективными в проектной деятельности, являются такие процессы, как исследование и прототипирование. Эти процессы являются основными факторами повышения учебной мотивации.
Результатом работы по каждому модулю является проект, который может быть, как индивидуальный, позволяющий расширить индивидуальное поле деятельности каждого обучающегося, так и групповой, который учит работать в команде. Обе формы работы позволяют раскрыть таланты в области освоения культуры проектирования, содействовать профессиональному самоопределению, развивают навыки «4К»:
− критическое мышление;
− креативность;
− коммуникация;
− командная работа.
Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Метод проектов реализуется как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе общества и направлены на развитие их творческого потенциала. Перед обучающимся ставится проблема, при решении которой, приобретается личный опыт, формируется большое количество компетенций. В основе метода творческих проектов лежит развитие критического мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в современном информационном пространстве. Данный опыт показал, что у обучающихся сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность, показательно вырос уровень выполнения творческих работ, что подтверждает анализ оценки проектных работ и результатов олимпиады школьников на всех этапах за последние три года. Так, проект «Развивающий массажный коврик для детей дошкольного возраста», который выполнен с помощью ПО для 3D-моделирования и 3D принтера, получил высокую оценку коллег и стал победителем регионального и призером всероссийского этапов ВОШ.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно — деятельностный подход в обучении школьников, интегрировать компетенции, полученные ими на уроках технологии и в другие предметные области.
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников. Учитель выступает в роли коуча.
Следовательно, программа учебного предмета «Технология» для обучающихся 10–11 классов (углубленный уровень) даёт возможность выпускникам школы с. Тербуны расширять границы технического творчества, а также получать актуальное представление о тенденциях на рынке труда. Программа предполагает подготовку инженерно-технических кадров, которые смогут применять как технические, цифровые так и предпринимательские навыки на практике. Успешное освоение всех её модулей и защита проектов не только способствует формированию цифровой грамотности современных выпускников, но и благодаря профессиональным пробам в реальных или модельных условиях позволяет иметь четкое представление о деятельности в интересующей сфере. Квалифицированная помощь педагога и грамотно построенная работа в лаборатории межпредметных технологий(ЛМТ) по системе ПРОФИ II в рамках программы учебного предмета «Технология», обеспечивает осознанное решение при составлении индивидуального образовательного маршрута, и реализации личной программы дальнейшего профессионального развития. Таким образом, понимание глубочайшей важности цифровых возможностей в развитии профессионального успеха привело к поиску и реализации новых подходов в преподавании учебного предмета «Технологии».
Литература:
- Осоченко Е. А. Атлас сквозных технологий цифровой экономики России [Текст]: проект-сигнал: [доклад] / [Е. А. Осоченко, А. Г. /Макушкин]. — Москва: Проектный офис «Цифровая экономика РФ» ГК «Росатом», 2019. — 372 с.
- Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Текст]: доклад НИУ ВШЭ: к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 9–12 апреля 1019 г., Москва / [Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.]; научный редактор Л. М. Гохберг; Высшая школа экономики, Национальный исследовательский университет, при участии Всемирного банка. — Москва; Санкт-Петербург: ВШЭ, 2019. — 81, [1] с.