Определение взаимосвязи скорости и специальной выносливости бегуний на средние дистанции 16–17 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.11.2020

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Межевич, А. А. Определение взаимосвязи скорости и специальной выносливости бегуний на средние дистанции 16–17 лет / А. А. Межевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75208/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: специальная выносливость, скорость бега, упражнения, средние дистанции.

В тренировке средневиков важное значение имеет скорость бега на отдельных тренировочных отрезках. Скорость тренировочного бега во многом определяет уровень развития специальной выносливости бегунов.

Гипотеза: предполагается, что применение системы построения беговых отрезков в тренировке посредством повторного метода, направленных на повышение основных локомоторных звеньев бегуний на средние дистанции, приведет к повышению специальной выносливости в беге на 800м.

Задачи исследования:

  1. Определить основные факторы, составляющие развитие специальной выносливости в беге на средние дистанции.
  2. Выявить основные средства и методы развития скоростно-силовых качеств в преимущественной ориентации на развитие специальной выносливости.
  3. Разработать методику применения упражнений скоростной направленности с целью повышения специальной выносливости у бегуний на средние дистанции.

В научной литературе можно встретить большое количество рекомендаций по определению скорости бега на тренировочных отрезках и оценке уровня специальной выносливости бегуний. Однако, проводимые рекомендации чаще всего основываются на внешних признаках и не носят закономерного характера.

Учитывая, что бегунам на разные дистанции присуща своя, специфическая, скорость бега, естественно предположить, что критерием оценки их скоростных возможностей целесообразно считать не скорость бега на 100м, как это принято в настоящее время, а среднюю соревновательную скорость на ближайшей короткой дистанции. В таком случае выносливость бегуна можно определить как его способность использовать среднюю скорость бега на смежной короткой дистанции в беге на основной дистанции и выразить ее в процентном соотношении.

Для выявления закономерностей связи между скоростью бега и выносливостью был проведен статистический анализ 100 результатов в беге у бегунов, совмещающих участие в соревнованиях на двух смежных дистанциях (200 и 400; 400 и 800, 800 и 1500м), у мужчин на дистанциях от 400 до 3000 м, у женщин от 400 до 1500м. В результате исследований был установлен средний уровень и границы выносливости у бегунов на средние дистанции и тенденции к совмещению бега на смежных дистанциях в соревнованиях.

Средний процентный показатель использования скорости бега от предыдущей на последующей дистанции в соревнованиях позволяет определять и планировать скорость бега на различных дистанциях отрезках в тренировочном процессе. Границы выносливости могут указывать на возможность дальнейшего повышения выносливости или необходимости повышения скорости бега. Средний показатель выносливости в беге на разные дистанции у спортсменов различной квалификации может служить критерием совершенствования спортивной квалификации в беге. Работоспособность в беге обусловлена мощностью и емкостью кардиореспираторной системы, структурой и динамикой обменных процессов в мышцах локомоторных звеньев.

Основные средства развития локальной выносливости:

– прыжковые упражнения;

– повторный и переменный бег;

– силовые упражнения;

– упражнения в гору, по песку.

Мною была разработана методика для экспериментальной группы. Первая неделя была направлена на развитие общей и специальной выносливости (кроссовая подготовка, фартлек, переменный бег). Вторая неделя проходила исключительно направлена на силовые упражнения. Для совершенствования техники бега применялись специальные беговые упражнения на фоне утомления, которые приспосабливают нервную систему противостоять утомлению. В группа контрольной и экспериментальной был проведен Гарвардский степ-тест (ИГСТ) для определения уровня физической и функциональной подготовки легкоатлеток. ИГСТ в контрольной группе составил 92,3, а в экспериментальной — 91,9, что показывает о достаточном быстром уровне восстановления после интенсивной физической нагрузки.

Также было проведено тестирование, состоящее из следующих упражнений:

– бега на 60м;

– бег на 800м;

– прыжок в длину с места.

Таблица 1

Уровень подготовки бегуний на средние дистанции

Тест

X ± SX

n=10

n=10

Уровень значимости

Контрольная группа

Эксперимент. группа

Бег на 60м, с.

8,7 ± 0,1

8,8 ± 0,1

˃0,05

Бег на 800м, с.

250,8 ± 3,8

253,1 ± 4,2

˃0,05

Прыжок в длину с места, см

210 ± 0,05

208 ± 0,05

˃0,05

Выводы: на основании анализа специальной литературы и результатов анкетирования ведущих тренеров Санкт-Петербурга было выявлено, что локальная выносливость является основным из главных факторов развития специальной выносливости. Первостепенными средствами и методами развития скоростно-силовой подготовки, направленной на скоростную выносливость это:

– повторное выполнение упражнений посредством круговой силовой тренировки, а также упражнения с внешними сопротивлениями;

– интервальный бег с диапазоном времени отдыха до двух минут;

– прыжковые упражнения.

Разработанная методика развития специальной выносливости посредством построения упражнений, направленных на локомоторные звенья бегуний на средние дистанции, привела к эффективному повышению специальной выносливости. В ходе проведения эксперимента и по его итогу наблюдалось улучшение результатов, что подтвердило мою гипотезу.

Литература:

  1. Башкин, В. М. Коррекция беговых упражнений на основе функционального состояния нервно–мышечного аппарата спортсменов / В. М. Башкин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. –2010. –No 11 (69). –С. 7–11.2.
  2. Волков, Н. И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте /
  3. Н. И. Волков, А. В. Карасев, М. Хосни. — М.:Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 196с.
  4. Кулаков, В. Н. Стайеры: Комплексная оценка физической подготовки / В. Н. Кулаков, Н. Хромцов // Легкая атлетика. –1995. –No 8. –С. 14–15.
  5. Корниенкоо Т. Г. Критерии специальной работоспособности спортсменов высокой квалификации в беге на средние дистанции /
  6. Корниенко Т. Г. // Теория и практика физической культуры. — 2012. — № 1 — с. 61
  7. Мякинченко, Е. Б. Локальная выносливость в беге / Е. Б. Мякинченко; М.: Физкультура, образование, наука, 1997. –312 с.5.
  8. Полунин, А. И. Теоретико–методические основы управления тренировочным процессом в беге на длинные и сверхдлинные дистанции при организации самостоятельных занятий: Дис.... д–ра пед. наук в виде науч. докл. / А. И. Полунин; ВНИИФК. –М., 1995. –60 с.6.
  9. Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции/ В. Н. Селуянов; М.: СпортАкадем Пресс, 2001. –104 с.7.
Основные термины (генерируются автоматически): специальная выносливость, скорость бега, бег, дистанция, упражнение, граница выносливости, контрольная группа, локальная выносливость, локомоторное звено бегуний, переменный бег.


Ключевые слова

упражнения, специальная выносливость, скорость бега, средние дистанции

Похожие статьи

Эффективность применения комплексов специальных беговых упражнений в подготовительном периоде у бегунов на средние дистанции

Применение амортизационных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у бегуний на средние дистанции 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки

Индивидуализация тренировочного процесса на основе учета многодневных биоритмов у девушек 14–15 лет в беге на средние дистанции

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического ...

Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м

Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста

В работе представлены результаты исследования по разработанному методу распределения нагрузки в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга у юношей, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО

Влияние телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом

Похожие статьи

Эффективность применения комплексов специальных беговых упражнений в подготовительном периоде у бегунов на средние дистанции

Применение амортизационных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у бегуний на средние дистанции 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки

Индивидуализация тренировочного процесса на основе учета многодневных биоритмов у девушек 14–15 лет в беге на средние дистанции

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического ...

Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м

Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста

В работе представлены результаты исследования по разработанному методу распределения нагрузки в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга у юношей, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО

Влияние телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом

Задать вопрос