В статье рассматривается методы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также влияние действий таможенных органов на пресечение правонарушений, связанных с перемещением через таможенную границу контрафактных товаров.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, защита прав, контрафактный товар, ЕАЭС, таможенный реестр.
Появление многоуровневой системы таможенной защиты интеллектуальной собственности является результатом вступления России во Всемирную торговую организацию, а также сложившихся обстоятельств в Евразийском экономическом союзе.
Благодаря нормам, содержащимся в принятом в 1994 году Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [1], происходит регулирование отношений на международном уровне, касающихся использования прав интеллектуальной собственности, процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей [4, С.2].
Интеллектуальная собственность (ИС) является одним из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности как отдельных отечественных компаний на внутреннем и внешнем рынках, так и государства в целом в единой системе мировой экономики [3, С.2].
Такие результаты интеллектуальной деятельности как: объекты авторского права, произведения науки, искусства, литературы, различные базы данных, программы ЭВЛ; такие объекты смежных прав как: фонограммы, произведения перешедшие в общественное достояние, фонограммы, сложные объекты ИС, содержание базы данных, исполнения, а также объекты прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения, подлежат включению в Таможенный реестр объектов интеллектуальной деятельности.
Рис. 1. Динамика прироста внесённых объектов ИС ТРОИС ФТС России за 2004–2020 гг.
Меры по защите прав на объекты ИС, связанных с их перемещением через границу, в рамках своей компетенции принимают уполномоченные в области таможенного дела. Контроль за соблюдением установленных правил конкуренции в едином экономическом пространстве, а также пресечение недобросовестной конкуренции в рамках ЕАЭС осуществляют уполномоченные органы контроля. Основные функции таможенной защиты в сфере интеллектуальной собственности выполняют органы исполнительной власти государств — членов ЕАЭС и органы ЕАЭС, и конечно же таможенные органы.
Для защиты ИС ФТС России должна выполнять определённые функции, например, принимать нормативные акты, определять порядок ведения реестра и контролировать соответствие заявления о включении в объектов ИС в реестр установленным требованиям, вовремя опубликовывать и обновлять в официальных источниках данные реестра, необходимо принимать решения, связанные с выпуском товаров, предоставлять заключение о продлении сроков включения в реестр, а также противодействовать незаконному обороту объектов ИС, перемещаемых через таможенную границу.
Для инновационного развития необходимо принимать меры для развития рынка интеллектуальной собственности. При этом таможенные органы ставят перед собой цель — противодействие перемещению контрафактных товаров через границу, тем самым обеспечивается таможенная защита интеллектуальной собственности.
Для достижения вышеуказанной цели и обеспечения таможенной защиты, на основании заявлений правообладателей будет осуществляться таможенный реестр объектов ИС, а также мониторинг их перемещения. Пресечение нарушения как таможенного, так и иного законодательства возможно при контроле после выпуска товара и при взаимодействии не только с органами исполнительной власти, но и с правообладателями объектов ИС. Эти действия позволят выявить оборот контрафактного товара и защитить права граждан, связанные с интеллектуальной собственностью.
Производство контрафактной продукции негативно влияет на защиту ИС и является одной из актуальных проблем во всём мире. В России можно способствовать решению данной проблемы, если изменить срок рассмотрения таможенными органами РФ заявлений правообладателей, в настоящее время он равен месяцу со дня подачи заявления и может быть продлён для предоставления недостающих документов. Механизм защиты прав ИС работает значительно медленнее, чем мог бы. Значительно усложняет решение проблемы и эффективность правового регулирования на границе, так как правовая защита объектов ИС несколько ниже в странах-партнёрах, чем в России.
Согласно статьям 335 и 389, а также учитывая положения ст.122 ТК ЕАЭС [2], при совершении таможенных операций появляется необходимость разъяснения возникающих вопросов, связанных со сложностью у должностных лиц таможенного органа отличить контрафактную продукцию от оригинала, уполномоченное должностное лицо в письменной форме назначает таможенную экспертизу объекта ИС, которая проводится сотрудниками ЦЭКТУ ФТС России.
Если контрафактные товары будут занимать большой процент от общего числа товаров на рынке, то это негативно скажется на прибыли и репутации компаний, а впоследствии и в глобальных экономических потерях.
Таким образом, для защиты прав потребителей, правообладателей, авторов и основного субъекта — государства, таможенные органы могут направить большее количество сил для обеспечения мер, пресекающих ввоз и вывоз контрафактной продукции, тем самым это будет служить основным инструментом и дополнительным барьером для более эффективной защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, перемещённых через таможенную границу ЕАЭС.
Литература:
- «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) (с изм. от 06.12.2005)
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 января 2018 г
- Чадова Т. В. Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Интернет-журнал Науковедение. 2017. № 4. С. 16
- «ГОСТ Р 56826–2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Таможенная защита» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 03.12.2015 N 2105-ст)
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы https://customs.gov.ru/