Коррупция не является новым явлением в жизни нашего общества. Он имеет богатую историю и буквально уникален для всех государств и стран. Термин «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» — взяточничество. Этот термин приобрел свое нынешнее значение в Европе в 15 и 16 веках. Международная коррупция получила свое нормативное закрепление в резолюции «Практические меры против коррупции», подготовленной для 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и борьбе с преступностью в Гаване с августа по сентябрь 1990 года. Речь идет о дисциплинарных, этических, административных и уголовных правонарушениями, которые отражаются в несанкционированном использовании его служебного положения правительственными чиновниками в коррупционной деятельности.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, постсоветский период, правовое развитие.
В феврале 1995 года Международная коррупционная группа Совета Европы (CIM) приняла определение коррупции: «Коррупция, поскольку она входит в сферу деятельности МГК, является взяточничеством и любым другим поведением по отношению к лицам, имеющим полномочия государственного или частного сектора, что нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, сотрудника частного сектора, независимого представителя, и неуместных льгот для них самих или для себя.
В более широком смысле коррупция — это прямая эксплуатация прав, связанных с его деятельностью, должностным лицом для личной выгоды; Подкуп чиновников и политиков. В более узком смысле обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает незаконное решение, которое приносит пользу одной из сторон (например, компании, получающей государственный заказ в нарушение установленной процедуры), а должностное лицо получает незаконную награду.
Появление коррупции как негативного явления характерно для любого общества, которое находится под влиянием государства и денег. Коррупция началась с появлением государства и появлением чиновников, которые принимают решения от имени государства. Коррупция в государственной системе заключается в том, что чиновник может принять решение о ресурсах, которые ему не принадлежат. Это могут быть бюджетные средства, муниципальная или государственная собственность, государственные заказы и льготы и т. д. Развитие государства приводит к увеличению бюрократического аппарата, необходимого для реализации различных государственных интересов. Эта тенденция провоцирует создание условий для осуществления своих полномочий государственными чиновниками в личных целях.
С развитием государства и общества коррупция развилась и проявляется в различных формах. Об этом свидетельствуют законодательные решения по искоренению коррупции. [9, С. 215]
Если мы рассматриваем коррупцию как социальное явление, необходимо выявить исторические корни незаконных действий, которые можно считать коррупционными.
С первых дней своего существования Советское правительство также боролось с коррупцией. Итак, В.И. 8 мая 1918 года Ленин подписал Постановление Совета народных комиссаров РСФСР о взяточничестве, которое вводило уголовную ответственность за взятки. Согласно этому документу, наказание, за исключением тех, кто брал взятки, было также применено к лицам, ответственным за взятки, подстрекателям, помощникам и всем причастным. Была полная конфискация имущества осужденных. Уголовный кодекс 1922 г. за взятки предусматривал казнь. [9, С. 120]
И. В. Сталин, второй после Ивана Грозного, фактически победил коррупцию. Она была побеждена своей оригинальностью. Меры затронули всех, независимо от положения и общения в обществе. Как сообщники, члены коррумпированных чиновников были привлечены к ответственности, которые знали эти факты, но не хотели сообщать. Любой, кто мог слышать, как кто-то брал взятки или занимался незаконным бизнесом, но молчал, попадал в суд. Самым эффективным средством контроля была донос. Уголовная ответственность применялась к тем, кто скрывал уголовные преступления, поэтому доносы были массовыми. Важнейшая сеть информаторов сыграла решающую роль в истреблении. Сталин не смог полностью преодолеть коррупцию, но ему удалось довести ее до минимально возможных пределов. После смерти Сталина компьютерная система страны была упразднена, а коррупция возросла на 25 %. Более ста случаев взяточничества рассматривались каждый год. В 1958 году в судебном порядке было расследовано 1241 уголовное дело о взяточничестве.
Во время правления Бориса Ельцина борьба с коррупцией не была приоритетной, но время от времени проводились демонстративные местные кампании против воров и взяточников. Но в этой области он не добился особых заслуг. Действующий Президент Российской Федерации В. В. Путин проводит антикоррупционные кампании. В результате борьбы с коррупцией были выявлены губернаторы, министры и высокопоставленные чиновники. Неполный список осужденных за коррупцию в 2015 году можно найти в приложении. [8, С. 60]
Подводя итог, можно сказать, что коррупция — это сорняк в сфере жизни, которая растет с тех пор. С ленивым хозяином сорняк живет хорошо, а с трудолюбивым владельцем сорняк живет плохо. Поэтому нам не будет лень удалять сорняки из нашей жизни, и результаты нашей тяжелой работы принесут свои плоды.
В современной России антикоррупционное законодательство развито не полностью. Нормы правового регулирования, направленные на борьбу с коррупцией, коренятся во многих областях права и различаются в нормативных актах. Федеральный закон о борьбе с коррупцией содержит несколько правовых текстов с антикоррупционными стандартами: Конституция Российской Федерации, различные международные договоры Российской Федерации, многочисленные федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О противодействии коррупции» [6] и другие федеральные законы, а также законы и постановления, акты Президента Российской Федерации, акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, акты федерального правительства, муниципальное законодательство.
Чтобы правонарушения, связанные со злоупотреблениями, рассматривались как модель коррупционного поведения, необходимо применять методы уголовного права. Таким образом, уголовное право подпадает под юрисдикцию Российской Федерации, а юридической формой является исключительно федеральный закон, а именно Уголовный кодекс Российской Федерации. Понятие «правовая база для борьбы с коррупцией» как правовой феномен во многом зависит от позиции различных авторов и не может быть достаточно всеобъемлющим и точно определенным.
Ряд нормативных правовых актов являются основой для борьбы с коррупцией, они отличаются только методами правового воздействия и содержатся в них. Асоциальное явление коррупции закреплено в конституционном и международном праве. Конвенция от 27 января 1999 года вносит значительный вклад в уголовную ответственность в борьбе с коррупцией. [10, С. 140]
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года уточняет и уточняет список преступлений. Законодательство российского законодательства обеспечивает правовую основу для борьбы с коррупцией и определяет конкретный акт как незаконный. В принципе, это проблема уголовного права, поскольку Международная конвенция о коррупции устанавливает методы уголовного права для борьбы с этим явлением. Этот тип антикоррупционного законодательства служит правовой основой для борьбы с коррупцией.
Из анализа Уголовного кодекса Российской Федерации видно, что представленные в определении понятия «коррупция» действия закреплены в следующих уголовно-правовых нормах: статья 201 «Злоупотребление полномочиями», статья 204 «Коммерческий подкуп», статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», статья 290 «Получение взятки», статья 291 «Дача взятки». Эти составы содержатся в различных главах Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) [2], которые объединяют преступления против интересов государственной власти: глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Отечественное законодательство закрепляет коррупционное поведение в качестве не только уголовно наказуемого деяния, но и административного правонарушения, несмотря на то, что международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым действиям и правонарушениям с огромной общественной опасностью. По этой причине при принятии Федерального закона «О противодействии коррупции» была внесена статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Признаками объективной стороны данного правонарушения являются незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или какой другой организации, ценных бумаг, денег, какого либо имущества, а также незаконное оказание услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом или лицом, выполняющим функции управления в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением. В соответствии с санкцией ч. 3 ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, совершенные в особо крупном размере, — влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. [11, С. 312]
Очевидной привилегией Российской Федерации является выявление того или иного вида коррупции. Правовой основой для борьбы с коррупцией являются общепризнанные стандарты, которые устанавливают порядок выявления, пресечения, выявления и расследования коррупционных правонарушений. Расследование коррупционных преступлений регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, поскольку большинство преступлений и коррупционных преступлений являются уголовными преступлениями в Уголовном кодексе Российской Федерации. Если говорить об административных правонарушениях, связанных с коррупцией, то в случаях административных правонарушений процесс определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). [11, С. 137]
Правила вносят значительный вклад в развитие антикоррупционной правовой базы, которая включает меры по предупреждению, выявлению и устранению причин коррупции. Поскольку предотвращение коррупционных правонарушений в основном проявляется в разработке ограничений, запретов, обязанностей в сфере государственных и муниципальных услуг, эта цель достигается посредством административно-правовых норм. В связи с этим правовые акты являются правовой основой для борьбы с коррупцией в различных видах деятельности. Кроме того, правовыми основами являются нормативные акты, определяющие статус лиц, занимающих государственные должности. Такими актами могут быть федеральные законы, а также законы субъектов Федерации и подзаконные акты.
Следует отметить, что в последние годы в некоторых регионах Российской Федерации были приняты антикоррупционные законы. Необходимо учитывать антикоррупционные меры, предусмотренные Федеральным законом о противодействии коррупции.
Таким образом, с первых дней своего существования Советское правительство боролось с коррупцией. 8 мая 1918 года Ленин подписал Постановление Совета народных комиссаров РСФСР о взяточничестве, которое вводило уголовную ответственность за взятки. И. В. Сталин, второй после Ивана Грозного, фактически победил коррупцию. Она была побеждена своей оригинальностью. Меры затронули всех, независимо от положения и общения в обществе. Во время правления Бориса Ельцина борьба с коррупцией не была приоритетной, но время от времени проводились демонстративные местные кампании против воров и взяточников. Действующий Президент Российской Федерации В. В. Путин проводит антикоррупционные кампании. В результате борьбы с коррупцией были выявлены губернаторы, министры и высокопоставленные чиновники. Неполный список осужденных за коррупцию в 2015 году можно найти в приложении.
Отечественное законодательство закрепляет коррупционное поведение в качестве не только уголовно наказуемого деяния, но и административного правонарушения, несмотря на то, что международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым действиям и правонарушениям с огромной общественной опасностью.
Очевидной привилегией Российской Федерации является выявление того или иного вида коррупции. Правовой основой для борьбы с коррупцией являются общепризнанные стандарты, которые устанавливают порядок выявления, пресечения, выявления и расследования коррупционных правонарушений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, т 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.- 2014. — 1 августа.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ(в ред. от 03.10.2018 г. № 352-ФЗ) // «Российская газета». — 1996. — 18 июня; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.- 2018, 21 октября.
- Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.
- Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1231.
- Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1.). Ст. 3424.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (утратил силу с 28 июня 2005 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 28 июня 2005 г. N 736) // Российская газета. 1992. 7 апреля.
- Гончаренко, Г. С. Коррупция и спорт: моногр. / Г. С. Гончаренко. — М.: РЮИ РПА Минюста Российской Федерации, 2016. — 124 c.
- Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. — М.: Научный эксперт, 2016. — 305 c.
- Григорьев, В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: моногр. / В. В. Григорьев. — М.: Деловой двор, 2016. — 208 c.
- Григорьев, В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Постатейный / В. В. Григорьев. — М.: Деловой двор, 2017. — 364 c.
- Данилов, А. А. История России 20 век. Дополнительные материалы к учебнику / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Дрофа; Издание 3-е, перераб. и доп., 2018. — 160 c.
- Ивницкий, Н. А. Голод 1932–1933 годов в СССР / Н. А. Ивницкий. — М.: Собрание, 2018. — 288 c.
- Иловайский, Д. История России / Д. Иловайский. — М.: Чарли, 2017. — 450 c.