В работе рассматриваются правовые нормы, которые определяют жилищно-правовой статус государственных гражданских служащих. Уделено внимание недостаткам в системе прав государственных гражданских служащих Российской Федерации, главным среди которых является наличие недоработок в механизме реализации жилищных прав, как социальной гарантии.
Ключевые слова: федеральный государственный гражданский служащий, государственная служба, социальные гарантии, обеспечение жильем, стимулирование.
This paper examines the legal norms that determine the housing and legal status of public civil servants. Attention is paid to the shortcomings in the system of rights of civil servants of the Russian Federation, the main one of which is the presence of shortcomings in the mechanism of implementation of housing rights as a social guarantee.
Key words: Federal public civil servant, public service, social guarantees, housing, incentives.
Исторически сложилось, что лица, профессиональная деятельность которых связана со службой государству, наделены определенными правами. К таким лицам относятся государственные гражданские служащие, которым, за выбранный ими путь служения на благо государства, оно предоставляет привилегии.
Некоторые исследователи считают главной гарантией именно социальное обеспечение госслужащих, указывая, что «оно выполняет задачу не только компенсации экономических ограничений, но и привлечения и удержания на государственной службе профессиональных кадров» [4].
Для того, чтобы социально-экономические права государственных служащих нашли свое отражение и были воплощены в жизнь, а сами сотрудники были обеспечены достойным уровнем проживания, в последнее время государство активизировало работу по обеспечению государственных служащих жильем.
Улучшение жилищных условий гражданских служащих выражено в единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за весь период службы [1]. Данная субсидия представляет собой вид поддержки, которую государство дает госслужащим один раз и позволяет им стать собственниками жилого помещения.
Для того, чтобы получить субсидию, сотрудник должен отработать в государственном органе более одного года.
Программа по обеспечению госслужащих собственным жильем начала действовать в 2004 году, но сразу в практике должного отражения не нашла. И только спустя несколько лет, работникам государственных органов начали выделять субсидии [2]. Также данная гарантия стала реализовываться через договор служебного найма жилого помещения.
Изначально механизм обеспечения жильем госслужащих не был досконально отработан, сегодня его совершенство также оставляет желать лучшего. Нужно немало времени, чтобы устранить недочеты, возникающие в процессе реализации жилищной гарантии. И делать это нужно как можно быстрее, поскольку существует вероятность нежелания граждан, тем более молодого поколения, поступать на государственную службу, так как основные гарантии государством не выполняются.
Не секрет, что служба в государственных органах предполагает выполнение большого объема работы, в том числе во внерабочее время, при этом заработная плата госслужащего является не такой и высокой.
В этой связи, чтобы привлечь молодых людей на работу в государственные органы, а также, чтобы не потерять высококвалифицированных специалистов, нужно принимать меры для реализации жилищной гарантии, поскольку через определенное время государственный служащий не сможет воспользоваться предоставленным правом, что приведет к негативным последствиям в виде текучки кадров и отсутствии в штате профессионалов.
Необходимо устранять недочеты в законодательстве нашей страны, в частности, искоренить затяжной характер процедуры обеспечения государственных служащих жильем; улучшить финансирование из федерального и регионального бюджетов.
Также необходимо продумать, сформировать и реализовать единый порядок установления очередности получения жилищной субсидии. Это связано с тем, что порядок предоставления субсидии на приобретение жилья для госслужащих субъектов РФ, устанавливает сам субъект. Здесь просматривается отсутствие единства реализации социальной жилищной гарантии.
Правильным было бы сформировать единый реестр госслужащих, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, создать комиссию на уровне государства, которая будет проверять документы и решать вопрос о нуждаемости гражданского служащего.
Стоит поддержать ученых, которые считают, что «регламентация вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения жилья должна быть закреплена на уровне закона, а не на подзаконном уровне, как происходит в отношении государственных гражданских служащих» [3].
Формирование единого реестра служащих, нуждающихся в получении субсидии на приобретение жилья, должно происходить на уровне государства и регулироваться федеральным законом. Также нужно учитывать, что денежные средства, направляемые федерацией в ее субъекты на выплату субсидий, не всегда доходят до назначения, поэтому правоотношения служащего в части получения субсидии должны складываться между государственным гражданским служащим и федерацией.
Таким образом, государству нужно учитывать возможный отток профессионалов, уменьшение количества желающих проходить государственную службу. Всё это может произойти в случае, если жилищная гарантия потеряет свое стимулирующее воздействие на государственных служащих. Жилищная субсидия входит в состав социального, служебного и материального статуса государственных служащих.
В первую очередь, цель обеспечения жильем государственных гражданских служащих направлена на признание социально-экономической значимости их трудовой деятельности. В этой связи данная гарантия стимулирует граждан выбрать государственную службу Российской Федерации, эффективно и качественно трудиться, оставаться на ней и отдавать свои знания на благо государства.
Бесспорно, государство принимает меры к решению жилищных проблем своих служащих, рассматривает и пытается реализовать новые методы по обеспечению жильем государственных служащих, но времени для ожидания результатов попыток не много, поэтому необходимо более оперативно подходить к решению проблем.
Такой важный вопрос, как оказание помощи государственным гражданским служащим со стороны государства в приобретении собственного жилья должен решаться на государственном уровне, чтобы исключить разную практику в реализации жилищных прав сотрудников.
Литература:
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Фед. закон от 27 июл. 2004 г. № 79-ФЗ: [принят Государственной Думой 7 июл. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 15 июл. 2004 г.]: в ред. Федер. закона от 2 дек. 2019 г. № 418-ФЗ // Рос. газ. — 2004. — 31 июл.; 2019. — 5 дек.
- О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения: постановление Правительства Рос. Федерации от 27 января 2009 г. № 63 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 9 февраля 2009 г. № 6 ст. 739
- Иванова, О. А. Единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения государственным служащим: анализ практики применения законодательства / О. А. Иванова, А. С. Телегин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2014. — № 3. — С. 59–72.
- Романов, Е.Ю., Шпаковский Ю. Г. Социальная защита государственных служащих в современной России / Е. Ю. Романов, Ю. Г. Шпаковский // Право и безопасность. — 2005. — № 3. С. 23–30.