В настоящее время наблюдаются негативные аспекты в развитии криминала в общественных местах. Данный факт подтверждается статистическими данными Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данная проблема определяет актуальность выбранной темы в связи с тем, что возникают поводы для размышления, как повысить качество охраны общественного порядка. Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход, формально-логический метод, систематизация и классификация.
Ключевые слова: полиция, органы местного самоуправления, общественный порядок, проблемы взаимодействия, правоохранительные органы.
Можно определить, что признаками правового государства являются:
− осуществление функций по обеспечению прав и свобод граждан;
− управленческие функции реализуются специально уполномоченными субъектами;
− все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами [1].
Помимо этого, одним из условий становления Российской Федерации демократическим правовым государством является осуществление контроля за деятельностью правоохранительных органов со стороны органов местного самоуправления. Этот контроль поспособствует устранению негативных тенденций, имеющихся в системе исполнительной власти.
Местное самоуправление, не входит в систему государственной власти, однако связано с ней различными правоотношениями. Именно взаимодействие муниципальных органов с органами внутренних дел, основанном на взаимопомощи и деловом сотрудничестве, проявляется целостность системы публичной власти.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», обязанность по охране общественного порядка на территории муниципального района и городского округа отнесена к числу вопросов местного значения муниципального района и городского округа и должна осуществляться муниципальной милицией, однако, на данный момент, фактически данным вопросом занимаются органы внутренних дел [2]. Этот факт подтверждается также и Конституцией РФ, которая определяет функцию по охране общественного порядка к ведению Правительства РФ, которое, в свою очередь, реализует эту функцию с помощью органов внутренних дел [3].
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в обязанности органов внутренних дел входит обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий [4].
Таким образом, из ранее указанного следует, что законодательством обязанность по обеспечению охраны общественного правопорядка совместно и на органы внутренних дел, и на органы местного самоуправления.
Изучая нормативно-правовые акты, определяющие порядок взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления при осуществлении охраны общественного порядка, можно выделить следующие особенности:
− отсутствие единого нормативного акта, регулирующий совместную деятельность органов внутренних дел с органами местного самоуправления;
− осуществление деятельности рассматриваемыми органами реализуется на основании ведомственных нормативных актов, что означает, что должностные лица МВД РФ не могут совершать те или иные действия (бездействия) в соответствии с НПА органов местного самоуправления, как и органы местного самоуправления на основании НПА МВД РФ;
− наличие противоречий и пробелов в нормативно-правовой базе, которые регулируют и (или) могли бы урегулировать совместную деятельность органов местного самоуправления и органов внутренних дел [5].
На сегодняшний день, проблема правовых и организационных основ взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления приобретает особую актуальность. Происходит это потому, что работы ученых за последнее десятилетие содержать лишь общие вопросы, не раскрывающие сути проблемы. От этого и исходит не изученность данной темы. Создание специальной системы взаимодействия органов местного самоуправления с органами внутренних дел как организационного, так и по правовому пути позволит существенно повысить уровень эффективности охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Ввиду этого появляется необходимость выявления задач и функций по совместному решению возникающих вопросов по обеспечению правопорядка. Путями решения этой проблемы можно определить:
- Создание нового единого нормативного акта, регламентирующего совместную деятельность рассматриваемых органов по обеспечению охраны общественного порядка. Такой акт должен быть закреплен на законодательном уровне и иметь юридическую силу, дабы создать гарантии для его соблюдения и реализации. В содержание данного закона должны входить приемы и способы взаимодействия органов внутренних дел и местного самоуправления, а также более четко определены субъекты данных правоотношений с указанием на их права и обязанности, ответственность, направления их деятельности и ряд других положений.
- Совершенствование работы, связанной с повышением степени согласованности содержания нормативных актов всех уровней вертикальной структуры российского законодательства.
Общий единый закон, регламентирующий взаимодействие органов внутренних дел с органами местного самоуправления по обеспечению организации общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования позволит провести коррекцию содержания иных нормативных правовых актов, относящихся как к системе Министерства внутренних дел, так и к системе органов местного самоуправления.
Конституционально, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [6]. Взаимодействие органов внутренних дел и органов местного самоуправления является:
− важнейшим условием эффективности их совместной деятельности по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории муниципального образования;
− является основой по совершенствованию и повышению эффективности совместной деятельности рассматриваемых органов.
Основными же направлениями взаимодействия этих органов выступают:
1) обмен информацией о состоянии общественного порядка, о мероприятиях по его охране и т. д.;
2) совместная разработка комплексных целевых программ и проведение отдельных мероприятий (в частности, мероприятий по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов);
3) формирование в структуре органов местного самоуправления и органов внутренних дел отдельных элементов, ведающих вопросами их взаимодействия по обеспечению общественного порядка на территории муниципального образования (комиссий, отделов, органов) и т. д.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что обеспечение организации взаимодействия органов внутренних дел и органов самоуправления имеет очень важное значение. Если данной проблеме не будет уделяться должное внимание, то деятельность рассматриваемых органов, а именного органов местного самоуправления и органов внутренних дел на территории соответствующего муниципального образования будет малоэффективно, что в итоге приведет к стагнации развития борьбы с преступностью и охране общественного порядка. Так, будут нарушатся конституционные права человека и гражданина по защите прав и свобод, что напрямую относится к введению государства.
Литература:
- Безруков А. В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России / А. В. Безруков — «Юстицинформ», 2015, стр. 14;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 8, ч. 1, ст. 15;
- Конституция РФ, п. е, ч. 1, ст. 114;
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», п. 6, ч. 1, ст. 12;
- Ступко Д. А. Органы местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017, стр. 3;
- Конституция РФ, ст. 2;
- Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред.: Васильев Ф. П. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.