В целях повышения эффективности деятельности органов публичной власти в сфере управления, одним из главных направлений является взаимодействие органов внутренних дел с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для реализации поставленных целей необходимо создать определенную систему, механизм как на региональном, так и на государственном уровне. Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход, формально-логический метод, систематизация и классификация. С помощью данных методов в работе были определены основные принципы взаимодействия органов внутренних дел с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: легитимности, целесообразности, независимости, паритетности, координации интересов, обеспеченности ресурсами, гласности.
Ключевые слова: полиция, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ, органы публичной власти, общественный порядок, взаимодействие органов власти, принципы взаимодействия органов власти.
Одним из самых актуальных вопросов, рассматриваемых в административном праве, является охрана общественного порядка. Данная проблема этого вопроса имеет такое значение, потому что:
− в последнее время произошли существенные изменения в системе охраны общественного порядка;
− в стране были проведены реформы по совершенствованию организации охраны общественного порядка в системе органов внутренних дел, государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправлении. Целью данных изменений является высокий уровень охраны общественного порядка. Одной из главных проблем в этом вопросе выступает создание механизма для взаимодействия органов государственной власти для реализации данной функции на территории как самого государства в целом, так и территории муниципального образования.
Рассматривая некоторые элементы криминальных тенденций в настоящее время, можно зафиксировать тот факт, что степень развитости взаимодействия органов полиции с органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления довольно низкая, что не соответствует уровню общественной опасности. Основная мысль данного вопроса заключается в наличии угрозы нормальному функционированию и развитию государства. Ввиду этого, современное государство нуждается в разработке организационного механизма по слаженному и правовому взаимодействию органов внутренних дел с другими органами публичной власти. Для создания этого механизма, необходима выработка специального алгоритма деятельности в сфере управления, с целью повышения результативности деятельности каждого субъекта отношений. Помимо отсутствия определенного порядка взаимных действий между органами власти, имеет место быть и несовершенство нормативной базы. Это выражается в недостаточности информационного и ресурсного обеспечения в совместной деятельности. Низкий уровень разработанности организации взаимодействия определяет необходимость исследования данного вопроса и выявления путей решения этой проблемы.
Социальная, экономическая и криминальная обстановка, сложившаяся в стране в настоящее время, указывает на проблематичность слаженности работы органов публичной власти. Для решения данной проблемы, нужно установить взаимодействие между всеми властными структурами управления, главным направлением которого является улучшение качества эффективности их взаимодействия, недопущении ошибок и недочетов [1]. Однако, имеется некая сложность в решении поставленной задачи. Она заключается в том, что имеется потребность в разграничении принципов организации деятельности органов внутренних дел с региональными и местными органами публичной власти, а также принципов организации трехстороннего взаимодействия данных структур.
Следует отметить, что понятие «взаимодействие» законодателем не определены ни в законах на федеральном уровне, ни в законах на территориальном уровне. Взаимодействие — это совместная трудовая деятельность сотрудников, подразделений, организаций, органов на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств. Помимо этого, понятие «взаимодействие» можно определить как «совместная разработка, обсуждение и реализация согласованных мероприятий», или же «совместная и согласованная деятельность», «средство достижения согласованности, деловое сотрудничество».
Сотрудничество правоохранительных органов, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выстраивается по следующим направлениям:
− определение основного круга задач;
− установление определенной модели поведения во взаимодействии органов;
− определение формы, характера совместной работы полиции и органов местного самоуправления.
Таким образом, можно выявить следующие принципы взаимодействия правоохранительных органов, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:
− принцип законности. Данный принцип является основополагающим при взаимодействии правоохранительных органов с органами исполнительной власти РФ и органами власти местного значения. Именно этот принцип гарантирует легитимность управления, осуществляемая органами власти;
− принцип независимости. Принцип независимости определяет самостоятельность, независимость принятия решений органами внутренних дел, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, без всякого вмешательство со стороны третьих лиц. Однако, стоит отметить, что контроль и надзор иными властными структурами не исключается;
− принцип координации интересов. Суть данного принципа заключается во взаимном оповещении о разрабатываемых планах, проектов, выполнения работ, проведения тех или иных мероприятий. Реализация этих действий происходит созданием координационных комиссий в составе которых находятся представители из каждых взаимодействующих структур. Посредством разграничения компетенции, определения вопросов для совместного ведения, а также установления полномочий, передаваемых друг другу на основании заключенного соглашения, происходит разрешение проблемных ситуаций при взаимодействии правоохранительных органов с органами исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления. Таким образом, соблюдение принципа координации интересов участников отношений в добровольном порядке способствует верному функционированию механизма взаимодействия между соответствующими субъектами.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 21.07.2014 г. № 247-ФЗ, протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий [2].
− принцип гласности. Реализация принципа гласности предполагает гарантию защиты прав муниципального образования, учитывая, что полноценная информация не позволяет в одностороннем порядке изменять взаимные права, обязанности и ответственность, установленную в договорном порядке. Так, можно сделать вывод о том, что данный принцип имеет место быть в пределах заключения соглашений, договоров;
− принцип целесообразности. Предполагается тот факт, что все действия, совершаемые органами власти, должны быть направлены на достижение поставленных целей. Также, этот принцип включает принцип соблюдения интересов государства;
− принцип паритетности. Значение принципа паритетности заключается в равноправии взаимодействующих субъектов, а именно полиции, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления. Данный принцип выступает неким гарантов равных правовых, организационных и финансовых возможностей;
− принцип обеспеченности ресурсами. Данный принцип предполагает такие ресурсы, как материальные, правовые, финансовые, человеческие и т. д. Он направлен на реализацию полномочий, возложенных на те или иные органы.
Помимо этого, можно определить следующие направления по совершенствованию организации взаимодействия между органами внутренних дел, государственными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления:
1) создание форм по организации взаимодействия;
2) выработка, принятие и реализация оптимальных совместных управленческих решений при организации взаимодействия;
3) оценка результатов совместной деятельности;
4) ресурсное обеспечение организации взаимодействия;
5) улучшение и активизация деятельности координирующих органов по обеспечению взаимодействия [3].
Таким образом, рассмотренные принципы взаимодействия территориальных подразделений полиции с органами местного самоуправления и исполнительными органами власти субъектов Федерации являются основополагающими в системе единого централизованного руководства и в целях повышения эффективности сотрудничества, решения проблем безопасности на общегородском, краевом и иных уровнях должны получить законодательное обоснование и закрепление.
Литература:
- Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред.: Васильев Ф. П. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015, стр. 668;
- Федеральный закон «О внесении изменения в ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 21.07.2014 г. № 247-ФЗ, ст. 1;
- Ступко Д. А. Органы местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017, стр. 3;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»;
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
- Безруков А. В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России / А. В. Безруков — «Юстицинформ», 2015.