В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методические рекомендации педагогам.
Ключевые слова: дети с ТМНР, нетрадиционные техники рисования, изобразительная деятельность.
Воспитанники, находящиеся в учреждениях Департамента труда и социальной защиты, имеют тяжелые множественные нарушения развития. У данной категории детей отмечается умственная отсталость в умеренной или тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в различной степени тяжести и могут сочетаться в различных вариантах.
Дети с выраженной умственной отсталостью имеют грубые нарушения всех психических процессов. У них отмечаются грубые нарушения интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, общей и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности.
Опыт детей с выраженной умственной отсталостью значительно беднее, чем у детей с сохранным интеллектом. Детям с ТМНР характерны познавательная пассивность, связанная с низким интересом, а также не сформированность произвольной деятельности и самоконтроля. Снижение общей психической активности у детей приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостатку эмоционально-волевой сферы и поведения. Данная категория детей не испытывают потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к окружающему миру.
В коррекции психического развития детей с ТМНР значительная роль отводиться изобразительной деятельности, как продуктивному виду деятельности. Продуктивная деятельность оказывает положительное влияние на коррекцию восприятия, мышления, представления и память детей с выраженными нарушениями интеллекта. Так же с помощью изобразительной деятельности возможна корректирование недостатков познавательной деятельности детей, расширение кругозора, освоение способов деятельности, развитие различных анализаторов. Формируется целенаправленная деятельность детей, корригируются недостатки моторно-двигательной сферы, развивается наглядно-образное мышление. Уровень развития ручной умелости тесно связан с речью и способствует ее развитию. В процессе изобразительной деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребенка: зрительного, слухового, пространственного восприятия.
В связи с вышеперечисленными особенностями развития детей с выраженной умственной отсталостью, у данной категории воспитанников возникают значительные трудности в изобразительной деятельности.
Такие дети не понимают инструкцию, которую дает педагог на занятиях. Большинство детей с ТМНР не знают основных цветов. В связи с нарушением ориентировки в пространстве у детей при изобразительной деятельности отмечается смещение центра листа в сторону. Нарушения моторики рук лишает движения точности, силы и координированности. У детей отмечается неправильный захват карандаша, кисти. Так же детям характерны слабая степень нажима карандаша на бумаге, неточность проведений линий. Из-за нарушений высших психических функций детям с выраженными нарушениями интеллекта сложно изображать предметы, образы и сюжеты. Многие дети не знают основные цвета.
Даже самые простые изображения с помощью традиционных средств рисование таких как карандаши, кисти, фломастеры вызывают у детей значительные трудности.
При обучении детей с ТМНР изобразительной деятельности возможно использование нетрадиционных техник рисования, которые наиболее доступны данной категории детей. Таким образом, при обучении воспитанников с выраженными интеллектуальными нарушениями изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие и воспитательные.
Таким образом, задачами обучения, изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования у детей с ТМНР будут являться:
– Формирование положительного отношения к деятельности;
– развитие мотивации и интереса к изобразительной деятельности и ее результатам;
– включение ребенка в творческий процесс с помощью познания окружающего мира;
– расширение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
– коррекция мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
– получение удовольствия от совместных игр и деятельности.
В ходе занятий изобразительной деятельностью положительное влияние будут оказывать: использование игровых моментов, участие сказочных персонажей, кукол би-ба-бо, которые будут не только вызывать интерес детей к деятельности, а также ориентировать их на выполнение заданий и удерживать их внимание в течении всего занятия. Так же целесообразно на занятиях изобразительной деятельности использовать детские художественные произведения такие, как стихи, загадки, песенки, потешки, сказки и т. д.
Одним из важных средств, используемых на занятиях изобразительной деятельности, является музыка, которая способствует созданию особого эмоционального настроя, ритмической организации процесса деятельности. Усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Творческая деятельность должна быть направлена на социальную интеграцию воспитанников с выраженными интеллектуальными нарушениями путем организации и проведения занятий изобразительной деятельностью, в которых предусмотрены разнообразные виды деятельности детей разного уровня интеллектуального развития, а также совместные действия с педагогом в проведении мероприятий. Для более результативного процесса интеграции в ходе занятий изобразительной деятельности важно создать условия, способствующие реализации индивидуальных способностей детей и успешной совместной деятельности всех ее участников.
Знакомство детей с изобразительной деятельностью происходит во внеурочной деятельности при помощи нетрадиционных техник рисования.
Опираясь на опыт работы с детьми с ТМНР наиболее целесообразно использовать нетрадиционные техники рисования такие как:
- Рисование пальцами или ладошкой.
При рисовании пальцем ребенок опускает палец в гуашь и затем наносит отпечатки на лист бумаги. При рисовании ладонью на ладонь ребенка наносится краска и затем ладошка отпечатывается на бумаге. При необходимости можно дорисовать некоторые детали рисунка. В технике рисования пальчиками можно изображать различные цветы, ягоды, гусеницу, насекомых, листья на деревьях, дождик или снег и др. А с помощью ладошки можно изобразить животных, птиц, цветы, Деда мороза и т. д.
- Рисование тычком жесткой кистью.
Необходимо опустить в краску гуашь сухую жесткую кисть и ударить ею по бумаге, держа вертикально. Используя тычки можно заполнить силуэт животного или растения сначала по конуру, а затем внутри его. А также таким способом можно изобразить снегопад, листву деревьев, траву и др.
- Оттиск отпечатками.
Печати можно сделать из подручного материала, например, из овощей, пенопласта, ластика, пластилина, пробок и т. д.
Ребёнку надо нанести на отпечатываемую поверхность гуашь и нанести оттиск на бумагу. Для каждого цвета необходимо использовать свою печать. Используя эту технику изображения, можно создавать различные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
- Рисование поролоном.
Кусок поролона надо зажать бельевой прищепкой и опустить в краску гуашь, нанести отпечатки на бумагу. Для этого можно использовать трафареты. С помощью поролона можно создать фон для рисунка, тонируя бумагу. Также можно нарисовать животных, листву деревьев, облака, грозди цветов и т. д.
- Рисование мятой бумагой.
Для этой техники ребенок сминает бумагу в комок, затем опускает ее в густую краску и наносит на бумагу отпечаток, который будет иметь неопределенную форму. Таким способом можно изобразить траву, крону деревьев, снежный покров.
- Монотипия.
Данная техника рисования подходит для изображения симметричных предметов. Сначала нужно сложить лист бумаги пополам. Затем развернуть ее, на одной стороне нарисовать половину предмета. Потом, пока краска не высохла, снова сложить лист пополам, для получения отпечатка. После этого изображение можно дорисовать или украсить. Для изображения важно выбирать простые и знакомые детям предметы.
- Рисование свечой или восковыми мелками.
Ребенок должен нарисовать свечой или восковыми мелками на белой бумаге изображение. Для этого можно использовать трафарет, шаблон или готовый контур. Затем необходимо закрасить полностью лист акварельной краской, используя один или несколько цветов. Рисунок, который выполнен свечкой или мелками останется не закрашенным. Такая техника подходит для изображения зимних пейзажей, морозных узоров и т. д.
Делая вывод можно сказать, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным методом обучения детей с ТМНР изобразительной деятельности и имеют ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. А также оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Работа с нетрадиционными техниками изображения помогает преодолевать чувство страха у детей перед неудачей, способствует стимулированию положительной мотивации.
Литература:
- Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ И. А. Грошенков М.: Институт общегуманитарных исследований,2002. 224с.
- Захарова Ю. В. Рисуем вместе необычными способами /Ю. В. Захарова// Дефектология, 2010. № 7 С. 11
- Алексеева О. В. использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья/ О. В. Алексеева// комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; сборник научно-методических статей/Чуваш.гос.пед.ун-т; — Чебоксары, 20018. — 359с.