Ключевые слова: студенты, никотин, никотиновая зависимость, профилактика табакокурения.
Keywords: students, nicotine, nicotine addiction, tobacco smoking prevention.
По данным ВОЗ, в настоящее время от никотиновой зависимости страдает более миллиарда человек, то есть, каждый третий житель Земли старше 15 лет. В России насчитывается более 50 миллионов курильщиков. Число потребителей табака в России — одно из самых высоких в мире, так как у нас курит треть всего населения. Именно поэтому, сегодня продолжается активная государственная политика, направленная на сокращение потребления табака. Введены запреты на курение во всех общественных учреждениях (включая кафе, рестораны, вагоны поездов, школы, высшие учебные заведения и так далее).
Борьба с курением у студентов, как будущего поколения нашей страны, сейчас особенно актуальна, поскольку распространённость курения в этом возрасте достаточно высока — по данным ВОЗ среди студентов постоянно курят 30 % юношей и 24,3 % девушек.
Изучение особенностей никотиновой зависимости у студентов позволит нам приблизиться к решению проблемы табакокурения, и, возможно, организации лучшей медицинской помощи и профилактики в специализированных кабинетах по отказу от курения, которые функционируют сейчас на базе Центров здоровья ЛПУ. Изучение никотиновой зависимости у студентов очень важно, так как это будущие специалисты, которые будут работать во всех сферах экономики, заботится о процветании нашей страны. Студенты сейчас — это будущие родители, что заставляет задуматься нас о их здоровье и, в частности, о профилактике табакокурения.
Постановка научной проблемы основывается на необходимости выявления и исследовании основных особенностей никотиновой зависимости у студентов. В данной статье, мы хотим обосновать концепции никотиновой зависимости, как развивающегося патологического процесса в контексте социального взаимодействия в студенческой среде.
Никотиновая зависимость — одна из самых распространенных зависимостей наряду с кофеиноманией и алкоголизмом. Широкому распространению табака способствует легальность, сохранение работоспособности, скорости реакций и когнитивных функций при использовании этого психостимулятора. Между тем, при менее выраженных и отсроченных по времени негативных эффектах никотин вызывает очень сильную зависимость, сравнимую с зависимостью от алкоголя, ЛСД и наркотиков опиоидного ряда.
Существует две основные группы причин формирования никотиновой зависимости — это физические и психические. Физические обусловлены тем, что никотин «встраивается» в нормальные биохимические реакции организма человека, поступающая доза является уже необходимым химическим веществом для нормальной жизнедеятельности многих систем. Лишая себя курения, пациенты начинают тяжело физически и психически страдать. Первая же доза после воздержания с удивительной быстротой возвращает нормальное самочувствие. Психические причины, создают иллюзию расслабления и улучшения общего состояния организма после выкуривания сигареты, это входит в привычку и уже не отделяется от естественных потребностей человека.
Большинство пациентов начинают курить в детстве или подростковом возрасте, побудительным мотивом обычно становится желание не отставать от сверстников, выглядеть «крутым» и т. д. По достижении зрелости, когда человек становится способным критически оценивать курение, у него уже имеется ярко выраженная никотиновая зависимость, для избавления от которой зачастую требуется помощь специалистов в области наркологии.
Анализ данных (ответов) показал, что основным стимулом начала курения явилась мода [4]. На вопрос, почему девочки начали курить, 60 % из них ответили, что это «красиво», это «модно». Были и другие варианты ответов: «курят, потому что хотят понравиться», «хотят привлечь к себе внимание», «лучше смотрятся», «выглядят самостоятельно», «обращают на себя больше внимания мужской части компании» и т. д.
Ряд данных указывает на то, что табакокурение молодежи связано со стрессогенными условиями жизни. Со слов авторов общепринято, что повышенный уровень стресса и неадекватная самооценка являются важными условиями приобщения к курению. Мнение, что курение снижает стресс и способствует ощущению удовольствия, коррелирует с прогрессированием регулярного курения. Наиболее часто в исследованиях, посвященных подростковому и юношескому курению упоминается, как основные причины — уменьшение стресса и релаксация, другие же исследования упоминали о большом количестве различных событий в жизни подростка за последний год [2].
Таким образом, мотивы развития никотиновой зависимости в подростковом и юношеском возрасте возникают ежедневно в различных сферах жизни человека. Они вызваны проявлением высокой эмоциональности и внешним воздействием. Проявление чувства безысходности, вызванное стрессом, разочарованием, обидой, безвольное подражание сверстникам и взрослым или желание быть выше в социальной иерархии, все это стимулируют активное развитие никотиновой зависимости.
В студенческом (юношеском) возрасте молодые люди становятся наиболее подвержены, развитию зависимостей от пагубных привычек. Отличительной чертой этого периода, особенно при поступлении в учебные заведения, является переход подростка на новую социальную ступень. Он начинает более осознанно подходить к процессу табакокурения, получая от процесса и физическое и психическое удовлетворение. Следовательно, период студенчества является базовым этапом для появления или укрепления имеющихся зависимостей.
Современная молодежь достаточно хорошо осведомлена об отрицательном влиянии табака на здоровье. Некоторые молодые люди утверждают, что наблюдают негативные последствия курения на своих знакомых курильщиках. Наиболее значимыми последствиями отрицательного влияния никотиновой зависимости на здоровье считаются следующие [1]: ограничение физических возможностей; появление зависимости от табака; проявление внешней непривлекательности (желтый цвет кожи, зубов и ногтей).
Однако, несмотря на множество негативных сторон курения, оно, по мнению молодежи, имеет всего три, но очень веских положительных момента:
– снятие напряжения (курение — хороший способ расслабиться, отвлечься от проблем);
– возможность повысить собственный авторитет (в молодежной среде курение воспринимается как признак взрослости; считается, что курящим легче найти себе компанию, чем некурящим);
– сплочение группы (студенты считают, что курение сплачивает компанию; легче завязывается разговор; во время курения легче познакомиться с другими ребятами).
Чаще курят студенты с низким уровнем материальной обеспеченности, имеющие в семье или ближайшем окружении курящего, плохо успевающие, употребляющие алкогольные напитки. Данные ряда исследований показывают, что каждый пятый учащийся вуза имеет хроническое заболевание. Около 40 % студентов уже на первом курсе имеют заболевания сердца, вегетососудистую дистонию, заболевания желудка и желчных протоков. Каждый третий учащийся вуза употребляет никотин, алкогольные напитки и легкие наркотики, пагубно влияющие на здоровье [3].
Для курильщика сам процесс курения является целым социальным комплексом — средством общения, средством отвлечения, средством сосредоточения и т. д. У студентов курение выполняет, в основном, коммуникативную функцию, является способом завязать отношения, поддерживать разговор в компании. Для юношеского возраста характерны высокая интенсивность обменных и системоформирующих процессов, напряжение адаптационных механизмов организма под влиянием таких факторов, как усиленные учебные нагрузки, стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка.
Таким образом, студенты, которым свойственна концентрация на мрачных, грустных сторонах жизни, болезненно переживающие всё, что происходит вокруг них, имеющих проблемы в общении, в общественной жизни, учебе, стремятся получить стимулирующий эффект от курения. Поведенческие особенности характеризуются низкой социальной ответственностью подростков, желанием попробовать что-то новое, не осознавая возможных последствий, необходимостью укрепления своего статуса во вновь образуемых социальных группах. Все это в конечном итоге приводит к развитию стойкой табачной зависимости.
Литература:
1. Глухова Е. С., Щеглова Э. А. Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощности в молодежной среде / Е. С. Глухова, Э. А. Щеглова // Вестник Томского государственного университета. — ТГУ. — 2009. — № 329. — С. 201.
2. Масленникова Г. Я. Возможности профилактики курения среди подростков / Г. Я. Масленникова //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2003. — № 5. — С. 3–5.
3. Смагин С. Н. Аддиктивное поведение / С. Н. Смагин. — URL: http://magazines.russ.ru/neva/2006/1/ss16-pr.html (дата обращения 15.11.18).
4. Чучалин А. Г. Практическое применение программ по лечению табачной зависимости / А. Г. Чучалин, Г. М. Сахарова // РМЖ. — 2002. — № 11. — С. 53–60.