В данной статье рассматривается значение экспертной оценки в оказании медицинских услуг, а также рассмотрение поправок, предлагаемых дополнить в Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» статьями, регулирующих экспертизу качества медицинской помощи.
Ключевые слова: экспертная оценка, качество оказания медицинской помощи, независимая экспертиза медицинской помощи, независимая экспертиза медицинских документов пациента, медицинская помощь, экспертиза качества.
В оценке качества оказания медицинских услуг явное значение имеет экспертная оценка. Медицинской экспертизой признается проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. Медицинские экспертизы по гражданско-правовым делам, связанных с ненадлежащим оказанием медицинских услуг являются популярными в практике, трудоемкими, долгими и сложными видами деятельности для экспертов.
В законодательстве закреплено шесть видов экспертиз, одной из которых является экспертиза качества медицинской помощи. Согласно статье 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации " экспертиза качества проводится экспертами, специалистами с помощью проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи и критерий оценки качества медицинской помощи в целях выявления каких-либо нарушений оказания медицинской помощи, в том числе для оценки своевременности оказания медицинских услуг, правильность выбора методов, диагностики, лечения и реабилитация, и степень достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 мая 2017 г. № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании».
Уже несколько лет можно наблюдать за реформой здравоохранения в Российской Федерации. В начале 2019 г. Минздрав РФ представил законопроект с поправками в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 г., в который предлагается дополнить статьями, регулирующих экспертизу качества медицинской помощи. Согласно предлагаемым нововведениям медицинским профессиональным некоммерческим организациям предоставляется право н проведение независимой экспертизы медицинских документов пациента, а также оказание медицинской помощи будет организовываться и оказываться в соответствии с порядками медицинской помощи и клиническим рекомендациями.
Независимая экспертиза медицинских документов согласно законопроекту будет признаваться независимой, если проводящий её эксперт не будет находиться в служебной, иной зависимости от оказывавшей медицинскую помощь медицинской организации, а также иных должностных лиц, органов, организаций, заинтересованных в результатах экспертизы медицинской документации пациента. Данная экспертиза планируется проводиться на основании заявления пациента (или его законного представителя) или медицинской организации в целях оценки качества медицинской помощи, а также в целях установления возможной причинно-следственной связи между результатом оказанной медицинской помощи пациенту и состоянием его здоровья. Экспертиза предлагается за счет личных средств граждан или за счет средств иных физических или юридических лиц.
Кроме этого, хочется обратить внимание, что в действующей редакции федерального закона сказано, что граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в случаях, которые предусмотрены положением о независимой медицинской экспертизе. Данная часть вступила в силу в 2015 году, данная норма ссылается на положение о независимой медицинской экспертизе, но это положение по настоящее время отсутствует, так как проект принят не был. Хотя данный вид экспертизы закреплен в законе, но он не имеет такой значимости, как экспертиза качества медицинской помощи.
В судебных спорах, суды назначают экспертизы в основном в учреждениях судебно-медицинской экспертизы, а так называемая независимая экспертиза не берется за основу, тем самым ограничивая права пациента на выбор и проведение экспертизы, и поэтому является не всегда выгодной. Мы видим здесь еще один пробел законодательства, который только недавно был вынесен на обсуждение, где предлагается признать утратившим силу п.3. ст.58 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
С одобрением вышеперечисленных поправок в закон, у граждан останется право на независимую экспертизу медицинских документов, однако, можно предположить, что интерес медицинских организаций, проводящих этот вид экспертизы, будет направлен на защиту интересов медицинских работников, что может исключить объективность заключения проведенной экспертизы.
Литература:
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21.11.2011 No 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –2011. –No 48.–Ст. 6724.7.
- Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании: приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 мая 2017 г. N 226н. [Электронная версия]. 2005–2020. URL: http://www. http://pravo.gov.ru/. (Дата обращения 25.09.2020).
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронная версия]. 2019. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87756 (Дата обращения 20.09.2020).