В статье автор рассматривает взаимосвязь информационного и образовательного пространства, актуальность развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку будущих специалистов, направленных на интенсификацию развития медиакомпетенции студентов.
Ключевые слова: медиакомпетенция, медиаобразование, студенты педагогического вуза.
В отечественном информационном пространстве в последнее время всё чаще употребляется понятие «медиа» и различные производные от него.
Обратившись к значению понятия «медиа», мы можем констатировать, что это «обширное понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемая ими среда (медиапространство)» [2]. Следовательно, возникает необходимость о грамотной, эффективной работе в этом самом медиапространстве.
В отечественной педагогике в последние два десятилетия активно разрабатывается тема компетенций и компетентности. Научных работ по этой теме достаточно. Данной проблемой широко занимались И. А. Зимняя, А. А. Петров, С. Л. Троянская, занимаясь изучением условий развития общекультурных компетенций педагога, их роли при подготовке современного выпускника вуза [5]. В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер разрабатывали содержание компонентов в структуре общекультурной компетенции как важнейшей характеристики современного учителя [3, 4].
Проблема определения медиакомпетенции связана с порождаемыми медиатехнологическим развитием быстрыми изменениями в обществе, которые сложно представить в рамках одной работы. Прежде всего, медиакомпетенция описывает общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа, поэтому она должна быть определена над основными умениями, такими как ориентироваться и действовать в медиамире. Под этим понимается, что медиакомпетенция не привязывается только к новым информационным технологиям, но и включается в старые.
Работа с медиасредствами организуется в индивидуальном режиме, в зависимости как от внешних условий, так и внутренних. К внешним условиям можно отнести виды информации и способы её восприятия, объём, устарелость/новизну. К внутренним условиям можно отнести готовность индивидуума к её восприятию, такие как возраст, уровень развития, личностные особенности. При этом необходимо учитывать, что умение должно пониматься как умение открытое для будущего, т. е. предполагать возможность дальнейшего развития и совершенствования.
В научных исследованиях на тему медиакомпетенции можно отметить множество схожих между собой терминов, которые часто используются как синонимы.
Среди наиболее распространены: «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «аудиовизуальная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «аудиовизуальная грамотность», «медиаобразование», «информационная образованность», «аудиовизуальная образованность», «компьютерная грамотность», «мультимедийная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «аудиовизуальная компетентность», «аудиовизуальная компетенция», «медиакомпетенция», «медийная компетенция» и др [1].
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что умению работать с информацией, осуществлять коммуникации необходимо обучать. Общепризнано то, что педагогические вузы должны обеспечить студентов (будущих педагогов) необходимым методологическим инструментом для самостоятельного, критического анализа (медийной) информации для последующей трансляции полученного опыта в ходе предстоящей профессиональной деятельности. Перед современным образованием встает важная задача научить студентов педагогических вузов анализировать медиатексты, иметь представления о механизмах их воздействия и последствиях ее влияния.
Следовательно, для развития медиакомпетенции студентов педагогического вуза, необходимо реализовывать медиаобразование.
ЮНЕСКО определяет медиаобразование (media education) как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть отдельной области в педагогической теории и практике. Наряду с понятием «медиакомпетенция» употребляется такое понятие как «медиаграмотность». «Медиаграмотность — это набор компетенций для поиска, критической оценки, грамотного размещения информации и медиаконтента; знание о взаимодействии со СМИ и ИКТ для продвижения равенства, свободы выражения, межкультурного/межрелигиозного диалога, мира и т. д». [6].
Проблема формирования медиакомпетенции имеет высокую актуальность системы подготовки будущих учителей. В процессе подготовки студентов вузов активно используются медиатексты различных форматов, Интернет из источника информации становится коммуникативно-информационной средой.
Как показывает практика наблюдения работы учителей в школах, большинство российских учителей активно применяют в ходе занятий технические средства обучения, медиаппаратуру, но при этом слабо владеют навыками работы в Интернете. Следовательно, необходимо больше внимания уделять развитию самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, на приобретение практических навыков в выявлении ложных сведений и искажений в получаемой информации, на выработку навыков защиты против манипулятивного влияния средств массовой информации, на обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией.
Таким образом, правомерным будет в медиакомпетенции выделять три составных части, формирование которых будет обеспечивать успешность развития медиакомпетенции у студентов педагогического вуза.
Технологическая компетенция, включающая в себя средства доступа к медиа, их наличие и умение ими пользоваться. Данная компетенция является основой формирования медиакомпетенции в целом.
Критическое восприятие (критическая компетенция) — сформированность критического мышления для понимания того, как функционируют медиа. Взамен пассивного потребления медиапродукции в широком смысле этого слова студенты приходят к пониманию того, что представляемая медиареальность была специально «сконструирована» и, следовательно, эта реальность отражает определенный набор ценностей, намерение продать какой-либо продукт, вызвать у получателя сообщения определенное эмоциональное состояние или сформировать определенное мнение.
Способность производить и распространять медиаконтент. Обилие и разнообразие мобильных устройств ведет к тому, что медиаресурсы становятся доступны в хорошем качестве в любое время и в любой среде. Сфера применения медиаресурсов расширяется, она служит не только средством развлечения, но и социального, делового, профессионального взаимодействия. Медиакомпетенция предполагает умение оперировать различными типами медиа, осознавать степень их влияния на потенциального потребителя, и быть способным управлять потребителем через медиаконтент.
Таким образом, представляется, что медиакомпетенция является одной из общих компетенций. Поскольку современная реальность характеризуется проникновением медиа во все сферы жизни и в определенном смысле сама является медиапродуктом, в информационном обществе медиакомпетенция становится своего рода «макрокомпетенцией», напрямую взаимодействующей со всеми другими компетенциями, и в первую очередь с коммуникативной компетенцией.
Литература:
1. Большой психологический словарь [Текст]/ Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд. доп. и перераб. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 672 с.
2. Бузин В. Н. Социальное управление российским медиапространством: системно-деятельностный подход. М.: Юнити, 2012. 311 с.
3. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Академия, 1996. — 496 с.
4. Зеер,Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. –2005. -No 4. –С. 23–30.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр., и перераб. — М.: Логос, 2002. — 382 с.
6. Пособие по медиаграмотности для преподавателей вузов высших учебных заведений Казахстана. — Алматы: Интерньюс, 2019. –250 с.