В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса на основе использования современных технологий.
Ключевые слова: образование, цифровая трансформация, электронное обучение, обучение с применением дистанционных технологий, цифровая школа.
Население России, живущее в ХХI веке, является свидетелем уникального явления — сверхскоростного развития техники, технологии и информационных ресурсов. На сегодняшний день все направления социально-экономического развития подверглись цифровизации, а некоторые — цифровой трансформации.
Таким образом, сфера социально-экономического развития России находится в стадии перехода к цифровому обществу, основным содержанием которого является формирование и развитие цифровой экономики, что влечет за собой трансформацию всей системы производства и предоставления услуг на основе использования информационных и коммуникационных технологий.
Преобразования в экономике неизменно влекут изменения во всех сферах жизни, определяя государственную отраслевую политику и нормативно-правовое регулирование указанных сфер.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве целей национального развития Российской Федерации на период до 2030 определены среди прочих возможности для самореализации и развития талантов и цифровая трансформация.
В качестве целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» установлено, в том числе, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2030 году.
Целевым показателем в рамках национальной цели «Цифровая трансформация» в соответствии с рассматриваемым Указом является достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.
В соответствии с Методикой расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», подготовленной рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, определены прогнозные целевые значения рассматриваемого показателя.
Так, по направлению «Образование» установлены следующие прогнозные целевые значения показателя «Достижение «цифровой зрелости» к 2030 году:
- Доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля учащегося и обеспечен учет образовательных и проектных достижений для формирования индивидуальных траекторий — 100 %.
- Доля учащихся, по которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формирования индивидуальных траекторий с использованием цифрового портфолио учащегося — 100 %.
- Доля малокомплектных школ, а также школ, находящихся в труднодоступных отдаленных территориях, в которых обеспечена возможность ведения уроков в дистанционном режиме — 100 %.
- Доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к электронному образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки — 100 %.
- Доля домашних заданий учащихся, проверяемых с использованием технологий искусственного интеллекта — 100 %.
Кроме того, одной из целей Национального проекта «Образование» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Таким образом, цифровая трансформация образования является частью процесса общего реформирования образования. Реализация государственной политики, обеспечивающей развитие образования в цифровом обществе, потребовала существенно структурно и содержательно изменить отечественную систему образования.
До последнего времени внедрение цифровых технологий в образование слабо связывали с обновлением организации учебного процесса. Большинство руководителей и педагогов рассматривали цифровые технологии как инструмент для совершенствования традиционной организации работы школы (автоматизацию и техническое обеспечение).
В докладе экспертов Высшей школы экономики, посвященном проблемам и перспективам цифровой трансформации образования в России и Китае, отмечено, что в связи с переходом от автоматизации учебного процесса к цифровой трансформации образования требуется [2, с.1]:
— изменить (обновить) цели и содержание обучения;
— перейти от обучения и воспитания всех к обучению и воспитанию каждого, изменив организацию и методы образовательной работы;
— пересмотреть и оптимизировать используемые наборы (коллекции) учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов и сервисов;
— пересмотреть традиционные бизнес-процессы, включив в эту работу всех интересантов (прежде всего родителей, учащихся и педагогов);
— использовать быстро растущий потенциал цифровых технологий, включая методы искусственного интеллекта, для механизации и автоматизации всех видов работы с информацией.
В процессе цифровой трансформации образования необходимо сформировать (выработать) и распространить новые модели работы образовательных организаций, основой которых является синтез:
— новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий;
— непрерывного профессионального развития педагогов;
— новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;
— организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых преобразований (включая поддержку учебного заведения, его руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы).
Таким образом, суть цифровой трансформации образования заключается в достижении каждым обучающимся необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными.
8 октября 2020 года на совещании у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Шадаева рассмотрен вопрос о формировании ИТ-инфраструктуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях для обеспечения безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет в соответствии с базовым уровнем стандарта оснащения [3, с.6].
В рамках совещания представлен проект стандарта «Цифровая школа», рекомендованный субъектам Российской Федерации для руководства при оснащении образовательных организаций ИТ-инфраструктурой, а также при реализации основных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе при взаимодействии учителей с обучающимися в формате вебинаров и видео-конференц-связи.
Стандарт предусматривает три уровня оснащения образовательных организаций: базовый, средний и высокий. В обязательном порядке все образовательные организации должны соответствовать базовому уровню оснащения, предполагающему:
— создание и/или модернизацию локальных вычислительных сетей;
— создание и/или модернизацию структурированных кабельных систем;
— создание и/или модернизацию систем беспроводного широкополосного доступа;
— предоставление сервисов для учителя и ученика;
— организацию видеонаблюдения за входной группой.
В результате оснащения общеобразовательной организации в соответствии с базовым уровнем для учителя и ученика должны стать доступны базовые региональные образовательные сервисы, в том числе посредством сети wi-fi. Так, для учителя должен быть организован защищенный доступ с автоматизированного рабочего места учителя к государственным, региональным (муниципальным) информационным системам, используемым в регионе, в том числе к таким, как: средства для просмотра и работы с электронным образовательным контентом, электронный документооборот, планирование финансово-хозяйственной деятельности, электронный журнал, электронное расписание, учет освоения дополнительных образовательных программ, электронная отчетность.
Для ученика Стандарт предусматривает обеспечение безопасного доступа в интернет и к используемым в общеобразовательной организации инструментам обучения и доступа к образовательному контенту, в том числе таким, как: доступ к средствам для просмотра и работы с электронным образовательным контентом, доступ к электронному дневнику, доступ к разделу «Мое образование» в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Стандарт базового уровня оснащения предусматривает опциональную интеграцию с системой распознавания лиц, связанной с системой розыска МВД России, либо интеграцию с системой 112 и «Безопасный город».
Результатом оснащения общеобразовательной организации в соответствии со средним уровнем является создание условий для реализации основных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством предоставления доступа к расширенным сервисам.
Оснащение в соответствии со средним уровнем предусматривает соответствие базовому уровню, а также создание и модернизацию систем видеонаблюдения, оснащение автоматизированными рабочими местами учителей (ноутбуками или планшетами), оснащение образовательной организации иным оборудованием в целях обеспечения образовательного процесса (МФУ, SMART-TV, школьные серверы), а также применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Стандарт среднего уровня обеспеченности предполагает, что для учителей станут доступны возможность подключения с ноутбука (а также с использованием установленного в учебном кабинете оборудования) к платформе для онлайн-трансляции уроков и получение возможности видеотрансляции уроков.
Для ученика, находящегося в классе, при наличии персонального устройства Стандартом предусматривается возможность подключиться к платформе для просмотра и работы с электронным образовательным контентом, а также возможность подключиться к информационно-коммуникационной образовательной платформе (чат, мессенджер, сообщества образовательных организаций). Для ученика, имеющего персональное устройство и находящегося вне класса, предусмотрена возможность подключения к платформе для просмотра и участия в онлайн-трансляции урока, а также возможность подключения к чатам и мессенджерам организации.
Кроме того, Стандартом предусматривается возможность для образовательной организации офлайн-доступа к образовательному контенту.
Оснащение образовательной организации в соответствии с высоким уровнем Стандарта предусматривает, помимо соответствия базовому и среднему уровням, создание системы видеоаналитики, позволяющей в постоянном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц, фиксировать количество вошедших и вышедших, контролировать оставленные предметы, скопление людей, дым и огонь, а также создание мобильных компьютерных классов.
Опционально Стандарт высокого уровня предполагает внедрение технологий по оплате школьного питания, внедрение в образовательный процесс технологий дополненной и виртуальной реальности, создание классов по программированию и робототехнике.
Необходимо отметить, что представленный Стандарт не сопровождался финансово-экономическим обоснованием его внедрения, однако, министром цифрового развития и связи Российской Федерации М. И. Шадаевым поручено подготовить предложения по определению объема софинансирования субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета на формирование соответствующей IT-инфраструктуры в государственных (муниципальных) образовательных организациях. Этот факт, безусловно, выступит препятствием на пути реализации Стандарта в субъектах Российской Федерации.
Следует особое внимание уделить разграничению понятий «электронное обучение» и «обучение с применением дистанционных технологий (дистанционное обучение)», предусмотренных Стандартом «Цифровая школа».
Под дистанционным обучением понимается такая организация обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Ключевым в описании данного термина является процесс организации обучения, при котором взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Ключевым в описании данного термина является применение в обучении содержания, имеющегося (хранящегося, передаваемого) в специальных условиях и программных ресурсах.
Кроме того, можно ввести термин «цифровое обучение» — процесс организации взаимодействия «обучающий — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся», специфика которого обусловлена системой управления обучением, обеспечивающей использование компонентов электронной информационно-образовательной среды как конструктора учебного процесса; персонализированным сопровождением обучающихся в процессе обучения; возможностью построения траектории индивидуального (персонализированного) обучения; фиксацией действий участников образовательного процесса с помощью цифровых следов; открытостью и визуализацией результатов обучения.
Ключевым в описании данного термина является совокупность происходящих процессов организации взаимодействия «обучающий — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся» в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Следует разделять понятия электронная информационно-образовательная среда и цифровая образовательная среда. Так, цифровая образовательная среда представляет собой специальным образом организованные ресурсы для целей образования, является частью электронной информационно-образовательной среды, отличающейся от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно — на расстоянии, так и традиционно — «глаза в глаза». Электронная образовательная среда является более широким явлением, представляющим совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.
Рассмотрев перспективы развития общего образования в Российской Федерации следует особое внимание уделить факторам, сдерживающим стремительную, в соответствии с плановыми документами, цифровую трансформацию образования, а также проблемы, препятствующие реализации определенных мероприятий цифровизации в целом.
Основной проблемой трансформации образовательной отрасли является дефицит педагогических кадров, способных в полной мере использовать внедряемые технику, технологии и образовательные программы. Общеобразовательная подготовка будущих специалистов цифрового общества требует подготовки педагогического состава: развития цифровой грамотности; формирования способности оцифровывать учебно-методический материал и использовать его в образовательной практике; умения разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и/или смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации. В новых условиях процесс профессионального развития педагогов становится непрерывным. Педагоги, в рамках самой деятельности и на специальных курсах, должны получать новые знания для поддержания собственной работоспособности, осуществлять постоянное самообучение. Очевидна необходимость создания эффективной системы мониторинга и оценки образовательных достижений, как учеников, так и преподавателей.
Другой проблемой является недостаточная техническая оснащенность школ и домохозяйств на стартовом этапе. Причем, если техническое оснащение образовательных организаций предусмотрено планами и проектами по цифровой трансформации, то соответствующее требованиям современного «цифрового» образования техническое обеспечение вне образовательных организаций в явном виде не предусмотрено. Это может привести к тому, что полученные в стенах «цифровой школы» знания, обучающийся не сможет закрепить в стенах «нецифрового дома». Решение данной проблемы, по нашему мнению, возможно двумя способами: развитие сервисов проката и аренды компьютерной техники, с возможностью получения компенсации затрат от государства, а также более глобального — повышение уровня благосостояния населения в целом.
Существует еще одна проблема, связанная с цифровизацией образования — психологическая. Некоторые родители и педагоги выступают явно против внедрения цифровых технологий, аргументируя свою позицию возможными проблемами социализации обучающихся, опасностью «цифрового слабоумия», общим ослаблением здоровья контингента обучающихся и тд. Естественно, как и все неизвестное вызывает у человека определенные опасения, так и новые формы и технологии образования заставляют обеспокоиться родителей и педагогов целесообразностью их внедрения.
Подводя итог рассмотрения проектов внедрения новейших технологий в организацию и обеспечение образовательного процесса и связанных с ними проблем, следует отметить, что планы постепенной и поэтапной цифровой трансформации образования скорректировала неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в России, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Пандемия вынудила строить образовательный процесс на основе новых, неапробированных технологий в полном объеме и без переходного периода. Так, в апреле 2020 года дистанционная форма обучения стала фактически единственным вариантом осуществления образовательного процесса.
В июне 2020 Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», разрешающий переход на дистанционное обучение в случае введения чрезвычайного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации [1]. Согласно Закону, в перечисленных ситуациях реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации «осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий или перенос сроков обучения невозможны».
Таким образом, «электронное образование» и «образование с применением дистанционных технологий» из высокотехнологичной опции перешло в законодательно закрепленную норму. Эффективность образования в эпоху «цифровой трансформации» будет зависеть от консолидированных усилий всех участников образовательного процесса, как непосредственных, так и имеющих косвенное влияние: обучающихся, их родителей, педагогов, администрации образовательных организаций, органов управления образованием, региональных и федеральных органов власти. Заинтересованность участников, подкрепленная соответствующей материально-технической базой, позволит достичь цели национального развития Российской Федерации и войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Литература:
- Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71–1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. [Текст] / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И. В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 с.
- Протокол совещания у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Шадаева от 08.10.2020 № 603-пр.