В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.
Ключевые слова: воспитание, музейная педагогика, начальная школа, дошкольное образование.
В настоящее время преемственность между ДОУ и начальной школой носит либо узконаправленный, либо даже номинальный характер. Причин этому много.
Во-первых, существующие стереотипы.
Например, со стороны школы:
– В детском саду особо ничему не учат, с ними только играют.
– В дошкольном возрасте дети ещё совсем маленькие и не способны усваивать учебные знания и не готовы к серьёзной работе.
Со стороны сада:
– Мы свою работу выполнили, социализировали ребёнка, а дальше — задача школы.
– Всё равно дети из одной группы пойдут в большинстве своём в разные школы или разные классы, поэтому мы не будем подстраиваться под каждого.
Во-вторых, нет общей базы воспитания детей. Да, программа начального образования ориентируется на целевые ориентиры дошкольного образования. Но это, по большей части, предметные, учебные навыки. А в вопросах преемственности воспитания, общего формирования образованного человека, к сожалению, есть пробелы.
Однако, прослеживаются и позитивные моменты. Как со стороны школы, так и со стороны детского сада есть творческие педагоги, готовые к сотрудничеству, готовы к восприятию нового.
Рис. 1
Учитывая всё это, можно сказать, что муниципальный сетевой проект «Музейное содружество» поможет решить некоторые затруднения в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Так, например, дополнительная парциальная программа, разработанная для детей старшего дошкольного возраста, может быть применима с небольшими корректировками и во внеурочной деятельности начальной школы. Организация площадок для общения учителей начальных классов и воспитателей ДОУ поможет наладить общение между педагогами. Что в свою очередь будет способствовать организации преемственности садов и школ без привязки к месту расположения, адресам проживания детей.
Через музейное дело и воспитатели, и учителя начальной школы могут воспитывать и формировать метапредметные навыки у детей, что в дальнейшем поможет им стать успешнее и в учебных дисциплинах.
В первую очередь для того, чтобы преемственность действительно была повсеместной, необходимо наладить контакт между педагогами обеих сторон. Это можно сделать с помощью семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов и прочих разнообразных форм. После того, как будет налажен диалог, можно говорить взаимных мероприятиях: воспитатели могут проводить занятия со школьниками, а учителя — знакомиться с воспитательно-образовательным процессом в ДОУ. Также дошкольники уже даже в первом классе смогут стать активистами школьных музеев, т. к. уже будут знакомы с работой дошкольного музея. Школьники также смогут передавать свой опыт дошколятам, проводя экскурсии в своих музеях, а воспитанники ДОУ поделиться знаниями об экспонатах музеев детских садов. Таким образом, и школьникам будет интересно ещё раз вернуться в детство, а дошколятам приоткроется тайна под названием «Школа»; снизится страх перед 1-м сентября, ребята будут знать, что их ожидают отчасти знакомые виды деятельности.
Таблица 1
Паспорт муниципального сетевого проекта
Название проекта |
Музейное содружество |
Направление проекта |
Развитие патриотического воспитания, ранняя профориентация дошкольников, формирование основ русской культуры. |
Срок реализации проекта |
01.09.2020 года — 31.08.2022 года |
Проблема и актуальность: |
Главной проблемой ДОУ — малая мобильность дошкольников между собой. В отличие от школьников, которые гораздо старше и могут с учителем посещать другие школы, у дошкольников в плане передвижения по городу существует много ограничений. В виду больших сложностей воспитатели не могут передвигаться с детьми дошкольного возраста на большие расстояния по городу. С другой стороны, воспитатели проводят гораздо больше времени со своими воспитанниками, чем учителя со школьниками. Для дошкольников силами педагогов организуются разнообразные мероприятия досугового, обучающего, познавательного, игрового плана. Поэтому у педагогов ДОУ огромный потенциал для обмена опытом, интересными идеями для организации деятельности детей, вовлечения родителей в активную дошкольную жизнь. Принимая данные моменты в работе ДОУ, сетевой проект «Музейное содружество» позволит решить проблему мобильности дошкольников, а также раскроет горизонты для повышения уровня профессионализма педагогов и обмена опытом. |
Цель проекта: |
Создание музейной сети среди ОУ (ДОУ — не менее 35, ОУ — не менее 10 и УДО — не менее 3) к 31.08.2022 г. |
Способ достижения цели: |
Создание модели партнёрского взаимодействия образовательных организаций и социокультурных учреждений города. |
Задачи проекта: |
|
Реализация проекта осуществляется в три этапа и последовательно решает задачи для достижения поставленной цели.
По окончании реализации проекта будет создана развитая сеть музеев среди образовательных учреждений, в которых будут принимать участие не только школьники среднего и старшего звена, а также ученики начальной школы и воспитанники детских садов. Данный вид внеурочной деятельности будет знаком детям дошкольного возраста, что поможет быстрее адаптироваться в начале школьной жизни, а учителям и воспитателям будет подмогой в этом пути и дополнительной точкой взаимодействия в вопросах преемственности.