В статье авторы рассматривают сертификацию как один из способов продвижения продукции, недостатки технического регламента Таможенного союза, влияние её на участников рынка.
Ключевые слова: сертификация, продукция, процедура подтверждения соответствия.
Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, путём проведения третьей стороной независимой экспертизы, где в случае успеха производителю выдают декларацию или сертификат соответствия [2, с. 39]. Данный документ является знаком качества, вызывающий доверие у потребителя.
В сертификации заинтересован не только производитель (повышение конкурентоспособности своей продукции), но и потребитель, который хочет быть уверенным, что продукция надлежащего качества.
Сертифицированная продукция имеет ряд экономических преимуществ:
- Появляется возможность быстрее и выгоднее реализовать продукцию, соответственно она попадёт на современный рынок раньше.
- Продукция, получившая сертификат соответствия по итогам обязательной сертификации, рассматривается потребителем как товар высокого качества и конкурентоспособности, а также облегчает выбор.
- Пройдя сертификацию в соответствии с одним из 3 уровней стандартов, можно поставлять её на всю территорию охватываемую им. Иными словами, получив сертификат соответствия ТР ТС, продукция может быть экспортирована в любую страну-участницу Таможенного союза.
- Обеспечивает длительный успех на рынке, проявляющийся в положительных отзывах и достойной борьбы между товаропроизводителями [3].
На продвижение продукции на рынке непосредственно влияет её конкурентоспособность, которая определяется производителем. То есть насколько он готов вложиться в само качество продукции, чтобы товар оказался лучше, чем у его конкурентов. Однако это требует финансовых затрат, в то время как бизнес ориентирован на максимальную прибыль. Одним из возможных способов является уменьшение издержек, например, закупка более дешевого сырья, аутсорсинг, закупка б/у оборудования вместо нового и др. Предприятия, занимающиеся напрямую производством продукции, должны пройти процедуру подтверждения соответствия. Иными словами, продукция должна соответствовать набору минимальных требований, которые указаны в нормативных документом. Ярким примером являются технические регламенты Таможенного союза. Производитель стремясь сократить издержки, пытается найти «лазейки» в техрегламенте. Например, ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» позволяет бизнесу это сделать. В приложениях к вышеупомянутому документу есть перечень товаров, подлежащих прохождению обязательной сертификации. Но в пункте 81 указывается, что подтверждение соответствия не проводится в отношении компонентов, поставляемых на сборочное производство транспортных средств [1]. Таким образом, организации могут продавать свою продукцию со сборочного производства на вторичный рынок, минуя процедуру подтверждения соответствия. Значит, можно использовать менее качественные ресурсы.
Отсюда мы приходим к следующему выводу. Производитель улучшает своё экономическое положение, но рискует испортить репутацию, т. е. не ориентирован на долгосрочную перспективу. Покупатель, приобретая продукцию на вторичном рынке, становится жертвой: идёт на риск, насколько качественная продукция. В надежде сэкономить доверяет продавцу, который не обладает необходимым набором знаний о сертифицированной продукции, а также вообще не задумывается об этом, но стремится продать больше.
В связи с этим хотелось бы предложить обратиться к таблице 1, в которой рассмотрены предложенные способы решения по повышению доверия потребителя к приобретаемой им продукции на вторичном рынке, поступающей со сборочного производства.
Таблица 1
Влияние изменений на участников рынка
Предложенное решение |
Отражение на производителе продукции |
Отражение на потребителе |
Введение сертификации на компоненты продукции, поставляемые на сборочное производство (обязательная проверка безопасности и спец. требований) |
Большие затраты на производство компенсируются долгосрочной ориентацией с положительным отражением на ориентации продукции, что послужит хорошей рекламой посредством сарафанного радио. |
Приобретение сертифицированной продукции, с позитивным первым впечатлением о производителе. |
Информирование потребителя о непрохождении процедуры соответствия (например, клеймо) |
Ориентация на потребителя, возможны убытки, заменяющиеся положительным отзывов потребители. |
Отличительный знак позволит огородить покупателя от продукции, которая имеет право не проходить проверку соответствия. |
Частичная проверка, т. е. разбить продукцию на небольшие партии, из каждой сделать случайную проверку нескольких единиц. В случае неудачи вся продукции отправляется на доработку и полную проверку. В обратном случае ставится знак о частичной сертификации. |
Позволит определить и устранить проблемы в сборочном производстве. А частичная проверка обеспечит некий гарант качества и закрепление на рынке. |
Уверенность в покупаемой продукции. |
Подводя итоги, приходим к выводу, что сертификация влияет на продвижение продукции. Она позволяет потребителю выбрать качественный товар, не боясь за себя и потерю денежных средств. Для производителя выгода заключается в том, что он закрепляется на рынке, может развивать производство в конкурентной борьбе.
В самом ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 21 июня 2019 года) предлагаю убрать пункт 81, чтобы продукция даже со сборочного производства подвергалась сертификации [1].
Литература:
- ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 21 июня 2019 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902320557
- Шпаргалка по управлению качеством. — М.: Издательство «Окей-книга», 2009. — 48 с.
- Экономические преимущества производства и реализации сертифицированной продукции [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/2138119/ekonomicheskie_preimuschestva_proizvodstva_realizatsii_sertifitsirovannoy_produktsii