Статья посвящена формам взаимодействия следователя и органов дознания по уголовным делам. Основная задача по расследованию преступлений возлагается на следователей, а функция раскрытия преступлений возлагается на органы дознания. В связи с этим, очень важно взаимодействие между сотрудниками следственных подразделений и органом дознания.
Ключевые слова: следователь, дознаватель, органы дознания, взаимодействие следователя с органами дознания, формы взаимодействия, уголовные дела.
The article is devoted to the forms of interaction between the investigator and the bodies of inquiry in criminal cases. The main task of investigating crimes is assigned to investigators, and the function of solving crimes is assigned to the bodies of inquiry. In this regard, it is very important to interact between employees of investigative units and the body of inquiry.
Key words: investigator, inquirer, bodies of inquiry, interaction of the investigator with bodies of inquiry, forms of interaction, criminal cases.
Актуальность темы определяется тем, что взаимодействие является необходимым условием наиболее эффективной деятельности следователя и органов дознания, состоящим в скоординированном объединении их усилий для решения на основании положений закона задач уголовного судопроизводства.
Взаимодействие следователя и органов дознания по уголовным делам должно идти на протяжении всего периода расследования, в связи с чем, принято выделять различные формы его осуществления.
Взаимодействие указанных государственных органов и должностных лиц правоохранительных органов обусловливается следующими объективными предпосылками [2]:
1) общностью стоящих перед следователем и органом дознания целей и задач по борьбе с преступностью;
2) различием полномочий следователя в сфере уголовного судопроизводства и органов дознания в области оперативно-розыскной деятельности;
3) специфичностью сил, средств и методов, применяемых сотрудниками (оперуполномоченными и инспекторами) органов дознания и следователями в сфере борьбы с преступностью;
4) самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу;
5) подчиненностью в своей деятельности различным законам, носящим специфический, содержательный характер в силу природы, сущности, характера и содержания соответствующих видов (следственной и оперативно-розыскной) деятельности.
По содержанию деятельности взаимодействующих лиц принято выделять информационные и деятельные формы. Информационными являются такие, как обмен имеющейся информацией, ее последующая совместная оценка, определение следственных действий и иных мероприятий, подлежащих производству для проверки данной информации.
Деятельными являются определенные действия, такие, как проверка криминалистических учетов, проведение исследований.
По продолжительности взаимодействия выделяют постоянные и временные формы взаимодействия. Постоянно действующими являются следственно-оперативные группы, которые формируются для раскрытия преступлений «по горячим следам». Временными являются такие формы, которые используются только по необходимости.
По уровню слаженности, методам организации и реализации коллективной деятельности формы взаимодействия могут быть подразделены на контактные и бесконтактные. Контактными являются формы взаимодействия, для которых характерно наличие непосредственного личного контакта, совместная деятельность. Бесконтактными являются такие формы взаимодействия, как общение по телефону, путем направления письменных документов и т. д.
В качестве формы взаимодействия можно отметить создание следственно — оперативной группы, куда входит как следователь (дознаватель), так и сотрудники других подразделений, при этом, последние подчиняются в таком случае лицу, производящему расследование, который является старшим следственно — оперативной группы.
Также к формам взаимодействия следователя с органом дознания относятся: производство органом дознания следственных действий по поручению следователя (дознавателя), направленного через руководителя органа дознания; совместное выполнение следственных и иных процессуальных действий, взаимный обмен полученными сведениями; совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; направление следователем поручений оперативникам о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; ознакомление следователя с данными, полученными в ходе производства оперативно — розыскной деятельности; ознакомление оперативных сотрудников с уголовным делом; привлечение сотрудников органов дознания к подготовке производства следственного действия и, при необходимости, участию в нем [3].
В УПК РФ [1] отсутствует четкая регламентация того, какие именно следственные и процессуальные действия следователь (дознаватель) может поручить органу дознания. Уголовно-процессуальный закон также не регламентирует срок исполнения поручения следователя (дознавателя), что приводит к длительному исполнению органом дознания поручений следователя (дознавателя), а это отрицательно сказывается на сроках предварительного следствия. В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами срок исполнения поручения следователя (дознавателя) составляет 10 суток. В связи с тем, что в следственной практике возможны ошибки толкования данной нормы, представляется необходимым внести изменения в ст. 38, 41 УПК РФ, дополнив п. 4 ч. 2 ст. 38 и п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ нормой о том, что поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.
Таким образом, только путем взаимного и полного обмена сведениями, полученными в результате деятельности по раскрытию и расследованию преступления, как следователем (дознавателем), так и органом дознания, дает возможность успешно определять направление расследования, планировать производство необходимых следственных и процессуальных действий, а также оперативно — розыскных мероприятий, определять их последовательности и тактику.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). ст. 4921.
- Угольникова Н. В. Уголовный процесс. Учебное пособие. М.: Инфра-М, РИОР, 2016. — 182 с.
- Харченко С. В., Гирько С. И., Цепинский С. А. К вопросу о взаимодействии оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 210–213.