Инвестиционная привлекательность является одним из ключевых показателей развития региона. С каждым годом значение этого показателя увеличивается, а его определение и расчет становятся все более сложными. В данной статье рассматривается актуальность и важность изучения инвестиционной привлекательности региона. В статье описаны основные понятия и составляющие инвестиционной привлекательности. Перечислены основные составляющие факторы, оказывающие влияние на величину данного показателя.
Ключевые слова: Курганская область, инвестиционная привлекательность, инвестиционная деятельность, социально-экономическое развитие, экономический рост, Российская Федерация.
Изучение инвестиционной привлекательности регионов является очень актуальной, так как инвестиции являются ключевым фактором экономического развития. Инвестируя в различные виды активов, регионы, отрасли, предприятия наращивают и изменяют структуру основного капитала, диверсифицируют производимую продукцию, повышают ее качество, разрабатывают и претворяют в жизнь самые амбициозные проекты и программы. Объемы и направления инвестирования определяются не только задачами экономического роста, но и обеспечением устойчивого развития общества, предусматривающего сбалансированность экономической, социальной, экологической составляющих. Приоритеты инвестиционной деятельности определяются государственной экономической политикой, направленной на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование ускоренного развития точек роста в экономике, создание институциональных условий для активизации инвестиционного процесса [1].
Инвестиционная привлекательность — это интегральная характеристика отдельных предприятий, отраслей, регионов, страны в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [2].
Инвестиционная привлекательность регионов различается в связи со сложившейся структурой производства, экспортным потенциалом, с обеспеченностью инфраструктурой, инвестиционным климатом и другими факторами. Это приводит к росту межрегиональной конкуренции по инвестициям (особенно иностранным) и квалифицированным кадрам, по распределению госзаказов и трансфертов из федерального бюджета. Инвестиционная привлекательность оказывает значительное влияние на инновационную активность регионов [3].
На территории Курганской области действуют нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере инвестирования, содействия и государственной поддержки реализации высокоэффективных, социально значимых инвестиционных проектов и программ развития инфраструктуры, а также формирования положительного инвестиционного климата в регионе [4].
Курганская область одной из первых в России стала использовать для оживления инвестиционной активности механизм региональных инвестиционных площадок. Инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на этих территориях, имеют право на получение государственной поддержки в форме предоставления налоговых льгот сроком до трех лет [5].
По рейтингу инвестиционной привлекательности среди регионов Уральского Федерального округа — Курганская область занимает 5 место. Среди регионов России область занимает 68-е место и по инвестиционному риску, и по инвестиционному потенциалу.
Благоприятное географическое положение Курганской области в совокупности с наличием развитой промышленной и сельскохозяйственной инфраструктуры, а также созданными условиями для инвестиционной деятельности, являются основными факторами, определяющими инвестиционный потенциал региона. Приоритетными сферами инвестиционной деятельности на территории Курганской области являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, туризм и природные ресурсы [6].
Экономическая составляющая представляет отношение прибыли от инвестиций к вложенным средствам:
(1)
где ВРП — валовой региональный продукт;
Д — дефицит бюджета, в долях единицы (отношение дефицита госбюджета к ВРП);
Т — средняя ставка налогообложения;
И — объем инвестиций.
Таблица 1
Факторы экономической составляющей инвестиционной привлекательности региона
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение 2017 г. от 2015 г., (+;-) |
Валовой региональный продукт, млн. р. |
179436,3 |
189790,30 |
200868,2 |
21431,9 |
Доходы консолидированных бюджетов, млн. р. |
34003,5 |
37895,1 |
39783,4 |
5779,9 |
Расходы консолидированных бюджетов, млн. р. |
38873,0 |
40739,4 |
42036,5 |
3163,5 |
Дефицит бюджета, млн. р. |
4870 |
2844,3 |
2253,1 |
-2616,9 |
Дефицит бюджета, доля |
0,027 |
0,015 |
0,011 |
-0,016 |
Средняя ставка налогообложения, коэфф. |
0,460 |
0,478 |
0,486 |
0,026 |
Объем инвестиций, млрд. р. |
27842 |
29254 |
22396 |
-5446 |
К1 |
2,44 |
2,33 |
3,56 |
1,12 |
Валовой региональный продукт увеличился в 2017 году на 21431,9 млн р. (в 2015 году составлял — 179436,3 млн р.), доходы консолидированный бюджетов возросли на 5779,9 млн р., дефицит бюджета сократился за анализируемый период на 2619,9 млн р. Экономическая составляющая инвестиционной привлекательности Курганской области увеличилась на 1,12.
Далее необходимо рассмотреть, как изменился показатель рисковой составляющей инвестиционной привлекательности (таблица 2).
Таблица 2
Исходные данные для расчета рисковой составляющей инвестиционной привлекательности региона
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение 2017 г. от 2015 г., (+;-) |
Инвестиции в основной капитал, млрд. р. |
27842 |
29254 |
22396 |
-5446 |
Инвестиции в основной капитал России, млрд. р. |
13897188 |
14748847 |
15966804 |
2069616 |
Темп роста инвестиций в основной капитал, коэф. |
0,850 |
1,051 |
0,766 |
-0,084 |
Доля инвестиций в основной капитал в инвестициях страны в целом, коэф. |
0,200 |
0,198 |
0,140 |
-0,060 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, р. |
32156 |
34095 |
26354 |
-5802 |
Доля инвестиций в основной капитал предприятий-резидентов страны, коэф. |
0,027 |
0,006 |
0,001 |
-0,26 |
Всего предприятий и организаций, ед. |
17683 |
16660 |
15167 |
-2516 |
Доход организаций — всего, млн. р. |
149 |
182 |
183,4 |
34,4 |
Доход на одну организация, млн. р. |
0,008 |
0,011 |
0,012 |
0,004 |
Темп роста дохода на одну организацию, коэфф. |
1,008 |
1,296 |
1,107 |
0,099 |
Ввод в действие основных фондов, млн. р. |
23605 |
25421 |
17074 |
-6531 |
Приходится введенных в действие ОПФ на одну организацию, млн.р. |
1,334 |
1,526 |
1,126 |
-0,208 |
Темп роста введенных в действие ОПФ, коэф. |
0,959 |
1,077 |
0,672 |
-0,287 |
В 2017 году в основной капитал Курганской области было инвестировано 22396 млрд. р., что меньше на 5446 млрд. р. ниже уровня 2015г. Доход организаций тоже увеличился в 2017 году на 34,4 млн.р. по сравнению с 2015 годом.
Таблица 3
Факторы рисковой составляющей инвестиционной привлекательности региона
Показатель |
вес ji |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста инвестиций в основной капитал, % |
0,3 |
0,85 |
1,05 |
0,77 |
Доля инвестиций в основной капитал в инвестициях страны в целом, % |
0,15 |
0,20 |
0,20 |
0,14 |
Доля инвестиций в основной капитал предприятий-резидентов страны, % |
0,2 |
0,03 |
0,01 |
0,001 |
Доход на одну организация, млн. р. |
0,3 |
0,008 |
0,011 |
0,012 |
Приходится введенных в действие ОПФ на одну организацию, млн. р. |
0,05 |
1,33 |
1,53 |
1,13 |
Итого |
1 |
2,42 |
2,80 |
2,05 |
Рисковая составляющая, позволяющая оценить уровень совокупного показателя, рассчитывается по следующей формуле:
(2)
где n — число показателей;
Pi — характеристика показателя;
ji — вес показателя.
Таблица 4
Расчет рисковой составляющей инвестиционной привлекательности региона
Показатель |
P×J |
Отклонение 2017 г. от 2015 г., (+;-) |
||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
Темп роста инвестиций в основной капитал, коэф. |
0,26 |
0,31 |
0,23 |
-0,03 |
Доля инвестиций в основной капитал в инвестициях страны в целом, коэф. |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
-0,01 |
Доля инвестиций в основной капитал предприятий-резидентов страны, коэф. |
0,01 |
0,002 |
0,002 |
-0,008 |
Темп роста дохода на одну организацию, коэфф. |
0,02 |
0,003 |
0,003 |
-0,017 |
Темп роста введенных в действие ОПФ, коэф. |
0,07 |
0,08 |
0,06 |
-0,01 |
Итого |
0,39 |
0,42 |
0,31 |
-0,08 |
К2 |
0,16 |
0,15 |
0,15 |
-0,01 |
Рисковая составляющая инвестиционной привлекательности сократилась в отчетном периоде на 0,01, и составила 0,15 (в 2015 г. — 0,16).
Оценка совокупного показателя инвестиционной привлекательности региона проводится по следующей формуле:
(3)
где К — показатель инвестиционной привлекательности региона, в долях единицы;
к1 — экономическая составляющая, в долях единицы;
k 2 — рисковая составляющая, в долях единицы.
Регионы в зависимости от значения показателя инвестиционной привлекательности классифицируются следующим образом:
К > 0,4 — высокая инвестиционная привлекательность;
0,2 < K < 0,4 — инвестиционная привлекательность выше среднего;
0,1 < K < 0,2 — средняя инвестиционная привлекательность;
0,05 < K < 0,1 — инвестиционная привлекательность ниже среднего;
K < 0,05 — низкая инвестиционная привлекательность.
К2015 = 2,44 *0,16 =0,39
К2016 = 2,33*0,15 = 0,35
К2017 = 3,56*0,15 = 0,53
В 2015–2016 годах в Курганской области уровень инвестиционной привлекательности находился на уровне выше среднего, в 2017 году совокупный показатель инвестиционной привлекательности увеличился и область составил 0,53, что характеризует Курганскую область — как область с высокой инвестиционной привлекательностью [7].
Для Курганской области, имеющей невысокий экономический потенциал, небольшой локальный рынок и ограниченные возможности экономического роста на собственной ресурсной базе, важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития является вовлеченность в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа, возможности подключения к общерегиональным проектам, реализация эффектов межрегиональных взаимодействий.
Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации и прогнозируемый экономический рост неизбежно приведут к росту межрегиональной конкуренции за ресурсы, в первую очередь трудовые и инвестиционные, а также усилению конкуренции на рынках товаров и услуг. Для Курганской области, изначально имеющей худшие конкурентные позиции по сравнению с соседними регионами, прогнозируемый в Уральском федеральном округе интенсивный экономический рост на фоне общего ухудшения демографических условий и возможного роста межрегиональной дифференциации по уровню и качеству жизни приведет к росту конкуренции за трудовые ресурсы в рамках Уральского федерального округа, их оттоку в соседние более богатые регионы и усилению и снижению инвестиционной привлекательности Курганской области на фоне усиления межрегиональной конкуренции за инвестиции.
Развитие Курганской области оказывает воздействие не только на регион, но и на экономику страны в целом. В целях формирования системы стратегического управления, ориентированной на повышение конкурентоспособности Курганской области и качества жизни населения разработана Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года [6].
Большое внимание уделяется перераспределению бюджетных средств для реализации программы «устойчивого развития сельских территорий», социальной политике, поддержке молодых семей. Внедрение технологий в агропромышленный комплекс.
Курганская область имеет перспективы экономического роста и выхода из ряда депрессивных, дотационных регионов. Разработаны и реализуется большое количество среднесрочных программ, которые в значительной степени направлены на решение 114 приоритетов региона. В части повышения финансовой устойчивости региона Стратегия подразумевает макроэкономическую стабилизацию, рост производства, решение вопросов занятости, повышение уровня жизни населения, увеличение масштабов экспорта, легализацию теневого бизнеса, увеличение собираемости налогов, значительное привлечение инвестиций и, как результат, формирование бездотационного и бездефицитного областного бюджета. Для достижения этих целей предлагается реализация мероприятий в рамках новаций в различных отраслях экономики и социальной сферы. В бюджетной сфере региона следует отметить необходимость увеличения собираемости налогов и инвестиционной направленности областного и муниципальных бюджетов, привлечения финансовых средств из федерального бюджета за счет участия и федеральных целевых и адресной инвестиционной программах. Чтобы сделать Курганской область бездотационной, планируется развивать экономику, увеличивать доходную базу. За последние годы регион значительно увеличил сбор и темпы роста собственных доходов в бюджетную систему региона. Долгосрочной целью развития финансовой системы Курганской области должно стать формирование эффективной системы управления бюджетным процессом, обеспечивающей достижение целей долгосрочного развития региона [8].
Литература:
- Гришина И. В., Шахназаров А. Г., Ройзман И. И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. 2001. № 4. С. 5–16.
- Гуськова Н. Д., Краковская И. Н., Слушкина Ю. Ю., Маколов В. И. Инвестиционный менеджмент. М.: КноРус, 2014. 440 с.
- Кузнецов Ю. А., Перова В. И., Эйвазова Э. Н.. Нейросетевое моделирование динамики инновационного развития регионов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 4. С. 18–28.
- Курылева А. В.,,Уварова И. А. Анализ инвестиционной деятельности в Уральском регионе // В сборнике: Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход Материалы IV международной научно-практической конференции. Сборник статей и тезисов докладов. Под общей редакцией О. Л. Гойхера, М. А. Баринова, С. С. Захарова. 2018. С. 99–106.
- Субботина Л. В., Головина С. Г. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности территорий (российская наука и практика) // Вестник Курганской ГСХА, 2014. — № 3. — С.13–18.
- Распоряжение Правительства Курганской области от 02.12.2008 года № 488-р. О стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года // Режим доступа: http://kurganobl.ru/o-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kurganskoy-oblasti-do-2020-goda.
- Регионы России. Социально-экономические показатели / Статистический сборник. Росстат. — М., 2017. — 1402 с.
- Субботина Л. В., Анисимова Е. В. Современное состояние и тенденции развития экономики Курганской области // Аграрный вестник Урала, 2014. — № 5 (123). — С. 93–97.