В статье автор анализирует нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления. Кроме этого, автор выделяет такой пробел правового регулирования данной сферы общественных отношений как отсутствие уставленных законом требований к должностным лицам местного самоуправления, реализующим полномочия по совершению нотариальных действий.
Ключевые слова: нотариальные действия, должностные лица, органы местного самоуправления, квалификационные требования, круг субъектов.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предполагают возможность осуществления нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления. Согласно ст. 1 Основ в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч. 1 ст. 37 Основ [3].
Следует отметить, что законодатель ограничивает круг субъектов, наделенных правом совершать нотариальные действия в Российской Федерации. Так, нотариальные действия в России в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате имеют право совершать нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, за пределами Российской Федерации от имени Российской Федерации нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений России, уполномоченные на их совершение. Также в соответствии с действующим законодательством, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, имеют должностные лица местного самоуправления.
В поселении, в котором нет нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте [3]. Законодателем дано данное право должностным лицам органов местного самоуправления, следовательно, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ [5], реализация полномочий в сфере нотариата должны быть закреплены соответствующим муниципальным образованием в Уставе, а также приняты ряд нормативных правовых актов, в том числе решение о наделении соответствующими полномочиями должностных лиц муниципалитета.
Согласно действующему законодательству у должностных лиц органов местного самоуправления, должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации более ограниченная компетенция в сфере совершения нотариальных действий, чем у нотариусов. Должностные лица органов местного самоуправления уполномочены на совершение 12 нотариальных действий (до 2014 года — на совершение 6 нотариальных действий), тогда как нотариусы — на совершение 33.
Так, должностные лица органов местного самоуправления имеют право: удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом; принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу [3]. Но все ли нотариальные действия востребованы жителями муниципальных образований, в которых нет нотариусов. При проведении анализа совершения нотариальных действий должностными лицами сельского поселения «Шошка» Сыктывдинского района Республики Коми в период с 2008 года по 2019 год включительно, выявлено, что граждане обращались в администрацию за совершением только четырех нотариальных действий: удостоверение завещаний, удостоверение доверенностей, в том числе доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом, свидетельствование верности копий документов и выписок из них и свидетельствование подлинность подписи на документах. Например, в 2008 году должностными лицами сельского поселения «Шошка» совершено лишь 12 нотариальных действий (совершено удостоверение 8 доверенностей и 4 свидетельствования подлинность подписи на документах), в 2009 году совершено уже 85 нотариальных действий (удостоверено 5 завещаний, засвидетельствованы 18 подписей на документах и 2 копии документов, остальное пришлось на доверенности), в 2015 году совершено 104 нотариальных действия (из них удостоверено 85 доверенностей), в 2019 году удостоверено лишь 33 нотариальных действия (из них 19 доверенностей).
Снижение количества совершаемых нотариальных действий связано с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Так, лица, не зарегистрированные по месту жительства (пребывания) в поселениях, где отсутствует нотариус, не могут обратиться за совершением нотариальных действий к должностным лицам органа местного самоуправления. Указанная норма не учитывает того, что может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан, что закреплено в статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [2]. Учитывая норму статьи 48 Конституции Российской Федерации [1] о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, можно предположить, что законодателем ущемлено право гражданина, не имеющего регистрации по месту жительства либо по месту пребывания на получение квалифицированной юридической помощи, путем совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации в случае отсутствия в поселении нотариуса. На наш взгляд, одной из причин внесения данных изменений является возможность повторного обращения в муниципалитеты за совершением нотариальных действий лицами, которые получили отказ при совершении нотариального действия у нотариуса. Стоит отметить, что, нотариальные документы, заверенные нотариусами и должностными лицами местного самоуправления, имеют равную юридическую силу, при этом, профессиональная подготовка должностных лиц органов местного самоуправления в сфере нотариата зачастую отсутствует. Законодатель не предъявляет каких-либо отдельных квалификационных требований к сотрудникам администраций поселений, уполномоченных на совершение указанных действий как к нотариусам.
Напомним, что до 01.09.2019 года должностные лица органов местного самоуправления также были вправе удостоверять завещания и доверенности на распоряжение недвижимым имуществом. На наш взгляд, внесение изменений в части отмены части нотариальных действий с 2019 года, совершаемых должностными лицами органов местного самоуправления, связана в том числе и с низкой квалификацией должностных лиц органов местного самоуправления.
Внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части установления требований к должностным лицам органов местного самоуправления, уполномоченным на совершение нотариальных действий, а именно установление требований о наличии высшего образования либо прохождения курсов повышения уровня подготовки в области нотариата, могло бы значительно повысить качество совершаемых нотариальных действий и оказания квалифицированной юридической помощи местному населению.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФК) // Российская газета. 2020. 4 июля.
- Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС. 1993. 12 августа.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (с изменениями на 27 декабря 2019 года) // Российская газета. 1993. 13 марта.
- Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 декабря.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.
- Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления» // Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 30.10.2020)