После признания Верховным Судом Российской Федерации движения «АУЕ» экстремистским, Генеральной Прокуратурой РФ совместно с Главной военной прокуратурой были разработаны методические рекомендации, указания и распоряжения, цель которых — оградить государственных гражданских служащих и их семьи от негативного влияния данной субкультуры. В статье рассматриваются методы профилактики и защиты государственных гражданских служащих от негативного влияния криминальной субкультуры «Арестантское уголовное единство».
Ключевые слова: экстремистское движение, криминальная субкультура, государственные гражданские служащие, органы прокуратуры Российской Федерации, органы военного управления, военная прокуратура, противодействие экстремизму.
В связи с развитием информационного сообщества в Российской Федерации и практически полного перехода социальных связей в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», обязанность органов прокуратуры России по защите граждан от негативного влияния разного рода деструктивной информации возросла многократно. К такой информации чаще всего относятся: материалы экстремистского характера, порнография, негативные оппозиционные материалы и прочие данные, негативно влияющие на психологический фон человека. Одним из главных способов защиты граждан от влияния данных материалов является запрет Интернет-источников, ресурсов, социальных сетей, которые активно продвигают информацию деструктивного характера. Целью исследования является анализ мер, принимаемых органами военной прокуратуры Российской Федерации для ограждения специальных субъектов — военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также государственных гражданских служащих от влияния и пропаганды экстремистских сообществ с уклоном в криминал. Основными методами данного исследования будут являться анализ и синтез.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») [1] определено, что государство при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию проявлений экстремизма наряду с другими преступными посягательствами.
17 августа 2020 года Верховный Суд Российской Федерации [3] удовлетворил административное исковое заявление Генерального прокурора Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации о признании международного движения «Арестантское уголовное единство» («АУЕ») экстремистским и запретил его деструктивную деятельность на территории российского государства.
В поддержку данного решения Верховного Суда Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и Главной военной прокуратурой были разработаны ряд указаний и распоряжений, силой которых будет обеспечена защита прав военнослужащих, государственных гражданских служащих и их семей от влияния материалов данного экстремистского движения.
В защиту от влияния материалов экстремистского характера российское законодательство включает следующие элементы: деятельность уполномоченных органов по отслеживанию и принятию мер к ликвидации сайтов в сети «Интернет», выявление лиц, активно призывающих к осуществлению деятельности, направленной в поддержку распространения материалов экстремистского характера и призывы к совершению различных противозаконных действий, а также отслеживание активности в популярных Интернет-сообществах и социальных сетях для скорейшего выявления лиц, склонных к подстрекательству к вступлению в экстремистское сообщество или пропаганде экстремизма.
В Главной военной прокуратуре подготовлены комплексные методические рекомендации [документу присвоен гриф «Для служебного пользования»; запрещен к публикации в открытых источниках] по противодействию экстремизму и склонению военнослужащих и членов их семей и государственных гражданских служащих от влияния различных криминальных субкультур. Данные методические материалы включают в себя ряд задач, которые должны быть поставлены перед объектами защиты. К ним относятся: цикличная профилактическая работа (в контексте комплексной юридической подготовки, предусмотренной Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации») [2], формирование личного негативного отношения к криминальной и/или экстремистской деятельности, информационно-разъяснительная работа по разъяснению опасностей экстремистских взглядов и проведение конференций (круглых столов, совещаний, индивидуальных консультаций), где обсуждаются причины и условия возникновения экстремистских настроений и способы противодействия им.
Самостоятельно государственным гражданским служащим рекомендуется избегать ресурсов, Интернет-сообществ и социальных сетей, в которых пропагандируются криминальные настроения и/или распространяются экстремистские материалы, и по возможности сообщать в уполномоченные государственные органы для последующей их блокировки. Также государственным гражданским служащим рекомендуется по возможности избегать общения с лицами, имеющими непосредственное отношение к криминальным субкультурам и оградить себя от влияния криминогенной обстановки и медиаресурсов (посещение тематических мест развлечений, просмотр кинофильмов на данную тему, прослушивание музыкальных композиций «блатного» жанра).
Подчиненные Московской городской военной прокуратуре военные прокуратуры гарнизонов ежеквартально отчитываются о проделанной работе (предоставление докладов, решений судов о запрете деятельности отдельных интернет-источников и публичных сообществ в социальных сетях, отчеты о проведенной работе с личным составом и гражданским персоналом в воинских частях, организациях и соединениях, предоставление планов-графиков профилактических работ и т. д.). Государственные гражданские служащие также обязаны ознакомиться с новыми указаниями и распоряжениями под личную подпись и прослушать информационно-методические лекции.
В реализацию данной методики Главной военной прокуратуры заместителем военного прокурора Б. гарнизона была проведена проверка в отношении ряда должностных лиц войсковой части 00000. И 18 октября 2020 года в адрес должностного лица войсковой части 00000 полковника П. было внесено предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с обнаружением на его рабочем ЭВМ информационного объекта, косвенно связанного с пропагандой идеологии экстремистского сообщества «АУЕ», а именно — фотографии некого неустановленного лица в военной форме и карикатурной подписью: «Бог мне судья, е*та». Должностными лицами военной прокуратуры Б. гарнизона с привлечением специалистов-экспертов Военного следственного управления по г. М. было установлено, что данный фотоматериал опосредованно может являться экстремистским и подлежит удалению с рабочего ЭВМ должностного лица в/ч 00000.
В Информационном письме Главной военной прокуратуры от 07 сентября 2020 года № 14/5–21–2020/Ип6953–2020 «О недостатках организационного и информационно-методического обеспечения работы Московской городской военной прокуратуры» [4] [3; с.2] указано, что в подготовке заданий и поручений подчинённым военным прокуратурам гарнизонов отсутствует актуальная информация по профилактике борьбы с экстремистскими настроениями, направленной на ряд специальных субъектов, а именно — на государственных гражданских служащих. В настоящий момент (октябрь 2020 года) данный недостаток в работе устранен, актуальные сведения о методах борьбы с влиянием криминальных субкультур включены в новые организационно-распорядительные документы Московской городской военной прокуратуры и в новые задания подчинённым военным прокуратурам гарнизонов.
В настоящее время работа по противодействию экстремизму выведена в число приоритетных направлений деятельности Главной военной прокуратуры, как и контроль за исполнением распоряжений, указов и методических рекомендаций в соответствующей сфере надзора. Работа в этом направлении на данный момент не окончена. Генеральной Прокуратурой Российской Федерации совместно с Главной военной прокуратурой постоянно совершенствуется ведомственное законодательство и предлагаются изменения в федеральное законодательство о противодействии экстремизму и терроризму, эффективность которого будет в будущем абсолютной.
Литература:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст. 212;
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366;
- Решение Верховного Суда Российской Федерации № АКПИ20–514С от 17.08.2020 года // http://www.supcourt.ru/
- Информационное письмо Главной военной прокуратуры от 07 сентября 2020 года N 14/5–21–2020/Ип6953–2020 «О недостатках организационного и информационно-методического обеспечения работы Московской городской военной прокуратуры» //В открытых источниках не публиковалось.