Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры.
Ключевые слова: коммуникативные и познавательные способности, квест-игра, дошкольники, развитие.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Социальная, педагогическая и психологическая готовность к коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности начиная с дошкольного детства. На ранних этапах онтогенеза детей дошкольного возраста складываются базисные личностные качества и психические свойства которые в будущем окажут влияние на дальнейшее развитие. Развитие коммуникативных и познавательных способностей является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает общую адаптацию ребенка в окружающем мире. Умения вступать в коммуникацию с другими людьми, контролировать свое поведение, быть интересным собеседником оказывают решающее влияние совместную деятельность и на социальный статус ребенка в современном обществе.
Ведущие, признанные на мировом уровне теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Г. С. Остапенко, C.JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и других авторов.
Взаимосвязь коммуникативной и эмоциональной сферы рассмотрены в трудах О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, Е. Е. КравцоваА. И. Сорокина, Л. П. Стрелкова, Н. М. Трунова и др.
Взаимосвязь коммуникативной и личностной сферы, в том числе познавательных способностей изучали А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина, А. В. Петровский, Е. В. Субботский и др.
Авторами социально значимых коммуникативных навыков для создания межличностных отношений являются Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, С. И. Капчеля, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, Б.Д Парыгин, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др.
Внимание к познавательному развитию дошкольников возрастает с каждым годом, так как дошкольное образование с настоящее время представлено разнообразными дошкольными образовательными организациями и вариативными формами образования от детского сада до центров дополнительного образования, имеющих различную направленность.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает формирование в детских садах развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность, сотрудничество взрослого и ребенка.
Теоретические положения о развитии познавательных способностей принадлежат Л. И. Божович, Л. П. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, A. B. Запорожец, Н. Г. Морозовой, H. H. Поддьякову, А. И. Сорокиной, Н. Б. Г.И. Щукина и др.
Для нашего исследования актуальными являются научные работы о взаимосвязи двигательной активности и познавательного развития авторов Е. М. Беспаленко, О. Е. Жиренко, В. С. Мухиной, М. А. Руновой, Г. П. Поздняковой.
Реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме — в игре, познавательной деятельности, театрализованной деятельности, творческой активности прекрасно дополняется образовательной формой квест — игра.
Квест — игра оказывает огромное значение для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс квест — игра делает его необычным, увлекательным, эмоционально окрашенным для всех участников образовательных отношений.
Условия формирования ведущей идеи опыта
Для проведения исследования была изучена научная и практическая литература по теме. Далее сформулирована цель исследования — обоснование квест — игры как педагогическое условие, определяющее развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольного возраста.
Объект исследования — коммуникативная и познавательная деятельность дошкольников.
Предмет исследования — квест — игра как один из факторов развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» г. Воронеж.
Методы исследования: наблюдение (во время игровой деятельности вне игры квест), исследование познавательной сферы «Кто лишний», «Аналогии», «Чего не хватает на картинке?», «Графический тест», «Пазл».
Коммуникативные игры, как средство диагностики коммуникативных способностей «Охота на лису», «Купи краску», «Проблемные ситуации» по Л. А. Головей и Е. Ф. Рыбалко. Диагностика проходила в два этапа.
Показатели — баллы и характеристика на их основе уровня коммуникативного и познавательного развития ребенка. Оценка по 3-х бальной системе, где 1 — низкий уровень, 2 — средний уровень, 3 — высокий уровень.
Для развития коммуникативных и познавательных способностей использовались следующие квест-игр «Путешествие за секретами здоровья», «Зверята потерялись», «Письмо из прошлого», «Поиски тайны хорошего настроения и дружбы» и др.
Результаты исследования
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательно-воспитательной деятельности в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов дошкольников. С помощью квест — игры можно достичь следующих целей: реализовать проектную, исследовательскую и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, отработать на практике коммуникативные и познавательные умения детей. Очень важно, что соревновательная деятельность обучает взаимодействию в детском коллективе, развивает активность и инициативность.
После проведенных квест — игр и проведенного исследования познавательных и коммуникативных способностей детей, данные диагностики были проанализированы и нами получены достоверные сведения об эффективности квест — игр. Указаны данные одного учебного года.
Таблица 1
Результаты диагностики коммуникативных и познавательных способностей дошкольников.
Название методики |
2018 г |
2019 г |
Показатель сравнения |
«Кто лишний на картинке?» |
2,12 |
2,78 |
0,66 |
«5 отличий» (ограничение по t) |
1,98 |
2,84 |
0,86 |
«По заданию найти игрушку» |
1,69 |
2,72 |
1,03 |
«Вместе или порознь?» |
1,36 |
2,35 |
0,99 |
По данным сводной таблицы видно, что разница между показателями на начало учебного года и на его окончание есть. Задания для диагностики достаточно простые, но некоторые их них, например «Вместе или порознь» акцентированы на эмоционально-нравственное развитие ребенка. Была выявлена закономерность, чем выше уровень эмоционально-нравственного развития, тем выше уровень коммуникативных способностей. А вот высокий уровень познавательных способностей не отражается у большинства дошкольников на уровне коммуникативных способностей. Для наглядности составлена диаграмма, визуально подтверждающая результаты анализа.
Рис. 1. Результаты диагностики коммуникативных и познавательных способностей дошкольников
Вывод . Таким образом, детские квест-игры помогают реализовать следующие задачи: образовательные (развитие познавательных способностей), развивающие (повышение мотивации, развитие коммуникативных способностей и индивидуальных положительных психологических качеств), воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками).
Литература:
- Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008. — 688 с.
- Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.