Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коробка, Н. Н. Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры / Н. Н. Коробка, О. Н. Сидорина, О. Н. Баутина, Т. С. Дибцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75307/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры.

Ключевые слова: коммуникативные и познавательные способности, квест-игра, дошкольники, развитие.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Социальная, педагогическая и психологическая готовность к коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности начиная с дошкольного детства. На ранних этапах онтогенеза детей дошкольного возраста складываются базисные личностные качества и психические свойства которые в будущем окажут влияние на дальнейшее развитие. Развитие коммуникативных и познавательных способностей является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает общую адаптацию ребенка в окружающем мире. Умения вступать в коммуникацию с другими людьми, контролировать свое поведение, быть интересным собеседником оказывают решающее влияние совместную деятельность и на социальный статус ребенка в современном обществе.

Ведущие, признанные на мировом уровне теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Г. С. Остапенко, C.JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и других авторов.

Взаимосвязь коммуникативной и эмоциональной сферы рассмотрены в трудах О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, Е. Е. КравцоваА. И. Сорокина, Л. П. Стрелкова, Н. М. Трунова и др.

Взаимосвязь коммуникативной и личностной сферы, в том числе познавательных способностей изучали А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина, А. В. Петровский, Е. В. Субботский и др.

Авторами социально значимых коммуникативных навыков для создания межличностных отношений являются Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, С. И. Капчеля, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, Б.Д Парыгин, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др.

Внимание к познавательному развитию дошкольников возрастает с каждым годом, так как дошкольное образование с настоящее время представлено разнообразными дошкольными образовательными организациями и вариативными формами образования от детского сада до центров дополнительного образования, имеющих различную направленность.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает формирование в детских садах развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность, сотрудничество взрослого и ребенка.

Теоретические положения о развитии познавательных способностей принадлежат Л. И. Божович, Л. П. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, A. B. Запорожец, Н. Г. Морозовой, H. H. Поддьякову, А. И. Сорокиной, Н. Б. Г.И. Щукина и др.

Для нашего исследования актуальными являются научные работы о взаимосвязи двигательной активности и познавательного развития авторов Е. М. Беспаленко, О. Е. Жиренко, В. С. Мухиной, М. А. Руновой, Г. П. Поздняковой.

Реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме — в игре, познавательной деятельности, театрализованной деятельности, творческой активности прекрасно дополняется образовательной формой квест — игра.

Квест — игра оказывает огромное значение для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс квест — игра делает его необычным, увлекательным, эмоционально окрашенным для всех участников образовательных отношений.

Условия формирования ведущей идеи опыта

Для проведения исследования была изучена научная и практическая литература по теме. Далее сформулирована цель исследования — обоснование квест — игры как педагогическое условие, определяющее развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольного возраста.

Объект исследования — коммуникативная и познавательная деятельность дошкольников.

Предмет исследования — квест — игра как один из факторов развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» г. Воронеж.

Методы исследования: наблюдение (во время игровой деятельности вне игры квест), исследование познавательной сферы «Кто лишний», «Аналогии», «Чего не хватает на картинке?», «Графический тест», «Пазл».

Коммуникативные игры, как средство диагностики коммуникативных способностей «Охота на лису», «Купи краску», «Проблемные ситуации» по Л. А. Головей и Е. Ф. Рыбалко. Диагностика проходила в два этапа.

Показатели — баллы и характеристика на их основе уровня коммуникативного и познавательного развития ребенка. Оценка по 3-х бальной системе, где 1 — низкий уровень, 2 — средний уровень, 3 — высокий уровень.

Для развития коммуникативных и познавательных способностей использовались следующие квест-игр «Путешествие за секретами здоровья», «Зверята потерялись», «Письмо из прошлого», «Поиски тайны хорошего настроения и дружбы» и др.

Результаты исследования

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательно-воспитательной деятельности в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов дошкольников. С помощью квест — игры можно достичь следующих целей: реализовать проектную, исследовательскую и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, отработать на практике коммуникативные и познавательные умения детей. Очень важно, что соревновательная деятельность обучает взаимодействию в детском коллективе, развивает активность и инициативность.

После проведенных квест — игр и проведенного исследования познавательных и коммуникативных способностей детей, данные диагностики были проанализированы и нами получены достоверные сведения об эффективности квест — игр. Указаны данные одного учебного года.

Таблица 1

Результаты диагностики коммуникативных и познавательных способностей дошкольников.

Название методики

2018 г

2019 г

Показатель сравнения

«Кто лишний на картинке?»

2,12

2,78

0,66

«5 отличий» (ограничение по t)

1,98

2,84

0,86

«По заданию найти игрушку»

1,69

2,72

1,03

«Вместе или порознь?»

1,36

2,35

0,99

По данным сводной таблицы видно, что разница между показателями на начало учебного года и на его окончание есть. Задания для диагностики достаточно простые, но некоторые их них, например «Вместе или порознь» акцентированы на эмоционально-нравственное развитие ребенка. Была выявлена закономерность, чем выше уровень эмоционально-нравственного развития, тем выше уровень коммуникативных способностей. А вот высокий уровень познавательных способностей не отражается у большинства дошкольников на уровне коммуникативных способностей. Для наглядности составлена диаграмма, визуально подтверждающая результаты анализа.

Результаты диагностики коммуникативных и познавательных способностей дошкольников

Рис. 1. Результаты диагностики коммуникативных и познавательных способностей дошкольников

Вывод . Таким образом, детские квест-игры помогают реализовать следующие задачи: образовательные (развитие познавательных способностей), развивающие (повышение мотивации, развитие коммуникативных способностей и индивидуальных положительных психологических качеств), воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками).

Литература:

  1. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008. — 688 с.
  2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, познавательная способность дошкольников, способность, Детский сад, дошкольное образование, игра, развитие, высокий уровень, игровая деятельность, познавательная способность детей.


Ключевые слова

развитие, дошкольники, квест-игра, коммуникативные и познавательные способности

Похожие статьи

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

В статье описываются проблемы и методы развития у дошкольников коммуникативных способностей и обсуждаются вопросы конфликтологии, применимые к детям. Авторами разработана модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разре...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Организационно-педагогические процессы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами фольклора

В статье раскрыты результаты диагностики по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Использование образовательно-коммуникативной программы фольклора будут положительно влиять у детей старшего дошкольного возраста по формиро...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха»

Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха». Успех в любой деятельности — один из главных источников внутренних сил ребен...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Похожие статьи

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

В статье описываются проблемы и методы развития у дошкольников коммуникативных способностей и обсуждаются вопросы конфликтологии, применимые к детям. Авторами разработана модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разре...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Организационно-педагогические процессы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами фольклора

В статье раскрыты результаты диагностики по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Использование образовательно-коммуникативной программы фольклора будут положительно влиять у детей старшего дошкольного возраста по формиро...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха»

Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха». Успех в любой деятельности — один из главных источников внутренних сил ребен...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Задать вопрос