Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 2090 раз

Библиографическое описание:

Лягошина, Ю. Д. Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению / Ю. Д. Лягошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 327-328. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75310/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются проблемы законодательной регламентации процессуального статуса педагога и психолога в уголовном процессе, а также освещаются теоретические предложения по внесению изменений в нормы, регламентирующие деятельность педагога и психолога.

Ключевые слова: участие педагога, участие психолога, несовершеннолетние, допрос, психическое расстройство, возрастное ограничение, психическое развитие.

Педагог и психолог являются вспомогательными субъектами при осуществлении расследования и судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Данные субъекты привлекаются с целью обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, а также с целью оказания содействия должностным лицам при проведении следственных действий с участием подростков.

Согласно ч. 3 ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ), если обвиняемый не достиг шестнадцатилетнего возраста либо достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога является обязательным. В соответствии с ч. 1 ст. 280 УПК РФ, допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические и психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

Вопрос о педагогической квалификации является спорным. Так, например, В. В. Кальницкий считает, что обязательным требованием для педагога должно быть не только наличие специального образования, но и длительный трудовой стаж по специальности. По мнению В. К. Комарова, А. В. Кудрявцевой, Ю. Д. Лившица, педагог может и не иметь педагогического образования (руководитель кружка, дворового клуба, тренер), но ему должен доверять несовершеннолетний [1].

Процессуальный статус педагога и психолога в действующем законодательстве не определен.

По сей день остаются открытыми вопросы о требованиях, предъявляемых к педагогу и психологу, и о его правах и обязанностях. Не дает ответа и ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185–ФЗ, который дополнил статью 5 УПК РФ пунктом 62, в котором дано понятие «Педагог». Согласно данному пункту педагог — это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся. Исходя из вышеизложенного, нельзя определить какое образование должен иметь педагог, какой стаж работы и какими качествами должен обладать.

Для определения процессуального положения педагога и психолога целесообразно ввести в главу 8 УПК РФ отдельную статью «Педагог, психолог» и закрепить в ней конкретные профессиональные требования и права и обязанности данных участников процесса. Предлагаем следующий перечень требований, которым должен отвечать педагог:

1) иметь высшее педагогическое образование;

2) обладать знаниями в области психологии несовершеннолетних;

3) работать преподавателем в учебном заведении.

Что касается психолога, то он

1) должен иметь высшее психологическое образование;

2) должен работать по специальности не менее 3 лет.

Представляется, что к правам педагога/психолога, участвующего в следственном действии, можно отнести следующие:

1) Отказаться от участия в следственном действии, если он не обладает необходимыми специальными знаниями;

2) Знакомиться с материалами уголовного дела, характеризующими личность несовершеннолетнего;

3) Задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя;

4) Заявлять ходатайства, связанные с недопущением негативного воздействия на несовершеннолетнего со стороны следователя, дознавателя;

5) Давать рекомендации, обязательные для дознавателя, следователя, по поводу того, как не допустить отрицательное воздействие на несовершеннолетнего при производстве следственного действия;

6) Приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, ограничивающие его права.

В настоящее время следственные действия с участием педагога или психолога проводятся следующим образом. Перед началом допроса педагога или психолога знакомят с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выясняют, нет ли причин, препятствующих участию в допросе, разъясняют, что он должен помочь следователю установить контакт с несовершеннолетним. При необходимости педагог или психолог дает подписку о недопустимости разглашения данных предварительного следствия. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данные права разъясняются перед допросом, о чем ставится отметка в протоколе. Эти правила установлены для того, чтобы обеспечить охрану прав и законных интересов несовершеннолетнего, не допустить неправомерные действия должностных лиц, которые производят допрос.

Однако нерешенным остается вопрос об участии педагога или психолога в получении объяснений от несовершеннолетнего на стадии возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. Вполне логичным видится вывод, что в любом случае получение таких объяснений от несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, целесообразно проводить с обязательным участием педагога или психолога [2].

Следует обратить внимание и на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно. Возникает вопрос, как лицо, проводящее допрос, может без наличия медицинских документов или заключения эксперта констатировать наличие у подростка психического расстройства или отставания в развитии. Установление данных обстоятельств может быть затруднительным, во-первых, психическое расстройство или отставание в развитии может оказаться неявным и его самостоятельное определение будет невозможным, во-вторых, не каждый человек, страдающий какими-либо отклонениями, состоит на специализированном учете, в данной ситуации возникнет необходимость в проведении экспертизы, которая займет определенное количество времени. Так, существует законодательный вакуум, не дается ответа на вопрос, как следует выявлять наличие психических отклонений у несовершеннолетнего.

Как представляется, необходимо убрать возрастное ограничение и обеспечивать участие педагога или психолога в любом случае, если подозреваемый, обвиняемый, свидетель или потерпевший являются несовершеннолетними, так как психическое, физиологическое и социальное развитие несовершеннолетнего в каждом случае является индивидуальным, а какие-либо отклонения в развитии подростков трудно выявляемы. Соответственно, следует внести изменения в части возрастного ограничения в ст. 191 и ст. 425 УПК РФ.

В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что законодательная регламентация участия педагога и психолога является несовершенной. Для восполнения законодательных пробелов, необходимо отразить в действующем УПК РФ более обширное определение педагога и психолога, их права и обязанности.

Литература:

  1. Тетюев, С. В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный и криминалистический аспекты) / С. В. Тетюев. — 1-е изд. — Москва: Юрлитинформ, 2010. — 227 c. — Текст: непосредственный.
  2. Марковичева, Е. В. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе / Е. В. Марковичева, Л. Г. Татьянина. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. — 2017. — № 2. — С. 136.
Основные термины (генерируются автоматически): психолог, РФ, участие педагога, психическое расстройство, педагог, возрастное ограничение, допрос, психическое развитие, следственное действие, процессуальный статус педагога.


Ключевые слова

психическое расстройство, психическое развитие, несовершеннолетние, допрос, участие педагога, участие психолога, возрастное ограничение

Похожие статьи

Особенности, проблемы и пути совершенствования процедуры участия адвоката в гражданском процессе

В данной статье рассмотрены правовые особенности участия адвоката в гражданском процессе. Также выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Нравственное содержание деятельности адвоката по уголовным делам

В данной статье автором рассмотрены отдельные положения норм уголовно-процессуального права, а также кодекса адвокатской этики, направленные на регулирование деятельности адвоката в целях обеспечения квалифицированной юридической помощи и предотвраще...

К вопросу о правовом статусе защитника в уголовном судопроизводстве

В статье анализируются некоторые особенности правового статуса лиц, которые могут выполнять роль защитника в уголовном процессе. Выявлены некоторые проблемы, связанные с участием в уголовном судопроизводстве адвоката-защитника и близких родственников...

К вопросу о процессуальном статусе понятого в уголовном процессе

В данной статье исследуется процессуальный статус понятого в уголовном судопроизводстве, присущие ему права, обязанности и ответственность. Рассмотрены особенности правовой регламентации в отечественном законодательстве и выявлены проблемные аспекты ...

Особенности оказания адвокатом правовой помощи свидетелю

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с участием в уголовном процессе адвоката свидетеля, обосновывается вывод о неопределенности его правового статуса, предлагаются решения уточнения правового статуса адвоката свидетеля.

Правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства

В статье рассматривается правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства. Изучены вопросы процессуального статуса адвоката в уголовном судопроизводстве и способы непосредственного участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

Адвокат как субъект доказывания в уголовном процессе

В статье освещена проблема определения адвоката как субъекта доказывания в уголовном процессе. Рассмотрены факторы, влияющие на ограничение его роли в процессе доказывания, включая привилегии государства и процессуальные нормы УПК РФ. Акцентируется в...

К вопросу о правовых проблемах заключения досудебного соглашения о сотрудничестве

В статье рассматривается общая характеристика досудебного сотрудничества, в частности, его правовое регулирование и вопросы исторического развития. Особое внимание уделяется проблемам, возникающим в правоприменительной практике в процессе реализации ...

К вопросу о необходимости участия адвоката в деле по обвинению (подозрению) несовершеннолетнего

Данная статья посвящена деятельности адвоката по оказанию юридической помощи несовершеннолетним. В ней рассмотрены ряд явных и весомых причин для участия адвоката для несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Отдельные направления судебной защиты прав несовершеннолетних

В статье рассматривается вопрос обеспечения прав несовершеннолетних, вовлеченных в гражданское судопроизводство при рассмотрении гражданских и семейных конфликтов. Рассматривается понятие защиты прав и роль суда в обеспечении прав несовершеннолетних....

Похожие статьи

Особенности, проблемы и пути совершенствования процедуры участия адвоката в гражданском процессе

В данной статье рассмотрены правовые особенности участия адвоката в гражданском процессе. Также выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Нравственное содержание деятельности адвоката по уголовным делам

В данной статье автором рассмотрены отдельные положения норм уголовно-процессуального права, а также кодекса адвокатской этики, направленные на регулирование деятельности адвоката в целях обеспечения квалифицированной юридической помощи и предотвраще...

К вопросу о правовом статусе защитника в уголовном судопроизводстве

В статье анализируются некоторые особенности правового статуса лиц, которые могут выполнять роль защитника в уголовном процессе. Выявлены некоторые проблемы, связанные с участием в уголовном судопроизводстве адвоката-защитника и близких родственников...

К вопросу о процессуальном статусе понятого в уголовном процессе

В данной статье исследуется процессуальный статус понятого в уголовном судопроизводстве, присущие ему права, обязанности и ответственность. Рассмотрены особенности правовой регламентации в отечественном законодательстве и выявлены проблемные аспекты ...

Особенности оказания адвокатом правовой помощи свидетелю

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с участием в уголовном процессе адвоката свидетеля, обосновывается вывод о неопределенности его правового статуса, предлагаются решения уточнения правового статуса адвоката свидетеля.

Правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства

В статье рассматривается правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства. Изучены вопросы процессуального статуса адвоката в уголовном судопроизводстве и способы непосредственного участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

Адвокат как субъект доказывания в уголовном процессе

В статье освещена проблема определения адвоката как субъекта доказывания в уголовном процессе. Рассмотрены факторы, влияющие на ограничение его роли в процессе доказывания, включая привилегии государства и процессуальные нормы УПК РФ. Акцентируется в...

К вопросу о правовых проблемах заключения досудебного соглашения о сотрудничестве

В статье рассматривается общая характеристика досудебного сотрудничества, в частности, его правовое регулирование и вопросы исторического развития. Особое внимание уделяется проблемам, возникающим в правоприменительной практике в процессе реализации ...

К вопросу о необходимости участия адвоката в деле по обвинению (подозрению) несовершеннолетнего

Данная статья посвящена деятельности адвоката по оказанию юридической помощи несовершеннолетним. В ней рассмотрены ряд явных и весомых причин для участия адвоката для несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Отдельные направления судебной защиты прав несовершеннолетних

В статье рассматривается вопрос обеспечения прав несовершеннолетних, вовлеченных в гражданское судопроизводство при рассмотрении гражданских и семейных конфликтов. Рассматривается понятие защиты прав и роль суда в обеспечении прав несовершеннолетних....

Задать вопрос