В статье рассмотрено влияние мер тарифного регулирования на конкурентоспособность экономических субъектов, как отечественных, так и зарубежных.
Ключевые слова : таможенные пошлины, конкурентоспособность, протекционизм, таможенный тариф, регулирование, национальный рынок
The article discusses the impact of tariff regulation measures on the competitiveness of economic entities, both domestic and foreign.
Key words: customs duties, competitiveness, protectionism, customs tariff, regulation, national market
Развитие экономической сферы России изначально ориентировано на повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики над иностранными производителями в первую очередь на отечественном рынке. Благодаря этому осуществляется относительный рост валового внутреннего продукта и вместе с ним повышается уровень и качество жизни людей. Для поддержки отечественного производства государством могут использоваться некоторые административные методы регулирования, которые формируют определенные ограничения для ведения деятельности на рынке как зарубежном, так и на отечественном. В противном случае будет невозможно вести экономическую деятельность на территории другого государства.
Стоит также добавить, что высокие административные барьеры и таможенные тарифы всегда оказывают значительное влияние на экономическую деятельность хозяйствующего субъекта. Обычно это характеризует государственную деятельность в области регулирования экономики, как политику протекционизма. Так государство пытается защитить свой внутренний рынок от формирования зависимого положения перед иностранными продуктами потребления [1].
Необходимо заметить, что в конкурентных отношениях значительная роль отводится государству в качестве регулятора этих самых отношений. Проводимая политика, а также методы и способы регулирования оказывают очень сильное воздействие на рыночную активность. К методам государственного регулирования рыночных отношений, а, соответственно, и конкурентных, можно отнести таможенные пошлины. Они представляют собой сборы, взимаемы, государством с владельцев товаров, которые перевозят свой товар через границу этого государства и являются важнейшим средством при осуществлении таможенно-тарифной политики.
В соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ государственное регулирование реализуется при помощи:
− Таможенно-тарифного регулирования;
− Нетарифного регулирования;
− Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
− Мер экономического и административного характера, которые стимулируют развитие внешнеторговой деятельности [2].
У таможенных пошлин существует две основных цели. Первой является фискальное воздействие, связанное напрямую с пополнение государственного бюджета. Вторая же цель предполагает под собой поддержку отечественного производства, чтобы не оплатившие пошлину не смогли попасть на рынок со своими товарами и не вытесняли отечественные продукты. Однако существует и третья цель, она предполагает под собой политическое воздействие. Это может реализовываться при помощи запретов на ввоз определенных категорий продукции иностранных производителей [3].
По своей экономической сущности таможенная пошлина представляет под собой налог. Реализует свои функции таможенная пошлина через таможенные тарифы. Таким образом, таможенный тариф является одновременно и инструментом торговой политики, и сводом ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам.
Стоит также добавить, что таможенный тариф — это определенная ставка таможенной пошлины, которая подлежит уплате при ввозе или вывозе определенного товара за таможенную территорию страны. Таким образом понятие таможенное тарифа совмещается с определением таможенной пошлины.
Правовой основой тарифного регулирования является Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003–1, где на его основе принимаются нормативно правовые акты, устанавливаются ставки таможенных пошлин и порядок их взимания. Так, таможенным законодательством установлены такие виды ставок как:
− адвалорные (где начисление происходят в процентах к стоимости облагаемых товаров);
− специфические (где начисления имеют установленный характер за единицу облагаемых товаров);
− комбинированные (сочетание адвалорной и специфической ставки) [4].
Исторический опыт показывает, что таможенные пошлины зачастую являлись эффективном средством воздействия, когда они связаны с производством, а также с развитием промышленности и экономики страны, то есть при эффективном функционировании системы регулирования внешней торговли. Ярким примером может служить деятельность Карфагена, который использовал систему таможенного тарифа и тем самым мог пополнять казну, а также вести войны и освободить от налогов часть населения [5].
Однако при этом необходимо учитывать тот факт, что с продолжительностью использования таможенных пошлин, а также с ростом объемов их уплаты может увеличиться трафик контрабандной продукции. Таким образом государство не только не получает денежные средства в форме налогов, но также не получает налоги с доходов компаний, а также способствует развитию теневого сектора экономики в государстве. Именно поэтому основной целью таможенной политики должно являться обеспечение экономических интересов государства.
Выделяют два вида таможенной политики:
- Протекционизм — защита внутреннего рынка;
- Фритредерство — политика свободной торговли.
Политика протекционизма устанавливает высокий уровень таможенного обложения товаров, проходящих через границу, в основном на те, которые направлены на внутренний рынок. Таким образом частично реализуется политика поддержки национальной экономики при помощи ограждения от иностранных продуктов и формирования зависимости у национального рынка [6].
Выделяют: жесткий, умеренный, а также мягкий протекционизм. Жесткий протекционизм предполагает запрет на ввоз товаров, умеренный — на установление высоких ставок таможенных пошлин, а мягкий — ограничивает число товаров, на которые вводится высокая пошлина, а также устанавливает низкие ставки на товары, которые менее конкуренты с отечественным продуктом на национальном рынке.
Подводя итог, можно заключить, что таможенные пошлины являются важным средством по защите и развитию национальной экономики. В зависимости от различных внешних условий, например, военные конфликты, пандемия или масштабная катастрофа, ставки таможенных платежей могут изменяться. Однако основной целью государства, для обеспечения его безопасного существования в будущем, является обеспечение собственных экономических интересов, поэтому изменение таможенных платежей в основном всегда будет зависеть от национальных задач и приоритетов. В свою очередь, если внутренний рынок страны не развит, то государство будет стремиться оградить его большого притока иностранной продукции с целью работы и развития отечественного производства. С другой стороны, если у государства развит национальный рынок до уровня мировой конкурентоспособности, то необходимости в защите рынка от иностранной продукции нет.
Литература:
- Белозерова С. В., Крутоярова Е. Г. Влияние таможенного регулирования на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. 2012. Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный источник] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17969234& (дата обращения: 14.11.2020).
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ // официальный интернет портал правовой информации [Электронный источник] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&intelsearch= %CE %E1+ %EE %F1 %ED %EE %E2 %E0 %F5+ %E3 %EE %F1 %F3 %E4 %E0 %F0 %F1 %F2 %E2 %E5 %ED %ED %EE %E3 %EE+ %F0 %E5 %E3 %F3 %EB %E8 %F0 %EE %E2 %E0 %ED %E8 %FF+ %E2 %ED %E5 %F8 %ED %E5 %F2 %EE %F0 %E3 %EE %E2 %EE %E9+ %E4 %E5 %FF %F2 %E5 %EB %FC %ED %EE %F1 %F2 %E8&sort=-1 (дата обращения: 15.11.2020).
- Алексеева Т. О. Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях экономических санкций по отношению к России. 2016. Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный источник] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25782846& (дата обращения: 14.11.2020).
- Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003–1 // официальный интернет портал правовой информации [Электронный источник] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&intelsearch= %C7 %E0 %EA %EE %ED+ %D0 %D4+ %C2 %AB %CE+ %F2 %E0 %EC %EE %E6 %E5 %ED %ED %EE %EC+ %F2 %E0 %F0 %E8 %F4 %E5 %C2 %BB+ %EE %F2+21.05.1993+ %E2 %84 %96+5003–1&sort=-1 (дата обращения: 14.11.2020).
- Содномова С. К. История таможенного дела и таможенной политики: курс лекций. 2011. Электронная библиотечная система «Универсальная библиотека онлайн» [Электронный источник] URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476731 (дата обращения: 15.11.2020).
- Кулакова Е. С. Влияние изменения ставок таможенных пошлин на динамику объемов импорта и экспорта Российской Федерации. 2018. Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный источник] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32254397& (дата обращения: 15.11.2020).