Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную профилактику эмоционального выгорания у учителей средствами арт-терапии. Научная новизна заключается в выявлении и обосновании педагогических условий для профилактики эмоционального выгорания учителей средствами арт- терапии, которые нашли отражение в разработанной программе «Гармония».
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, арт- терапия, эмоциональное истощение, стресс.
The purpose of the article is to provide theoretical justification and experimental verification of pedagogical conditions that provide effective prevention of emotional burnout in teachers by means of art therapy. The scientific novelty lies in the identification and justification of pedagogical conditions for the prevention of emotional burnout of teachers by means of art therapy, which are reflected in the developed program «Harmony».
Keyword: emotional burnout, art therapy, emotional exhaustion, stress.
Ускоренный темп современной жизни, агрессивная информационная среда, существующие социальные угрозы, — все это оказывает негативное влияние на психическое и физическое состояние современного учителя. Наука и практика свидетельствует о том, что многие учителя в процессе своей деятельности ощущают проблемы со здоровьем, которые возникают на фоне стресса. Именно благодаря этому стрессу учителю все сложнее находить общий язык с детьми и коллегами, трудно контролировать свои эмоции, и понимать чувства других людей. Важно отметить и то, что от эмоционального состояния учителя и зависит его профессиональное благополучие.
Профессия учителя — это работа, которая связана с интенсивным взаимодействием с другими людьми, они находится в близком контакте со своими коллегами или учениками в эмоционально перенасыщенной обстановке. Из-за перенапряжённой атмосферы взаимодействия, учителя все чаще подвергаются такому феномену как эмоциональное выгорание «burnout». В соответствие со статистикой от 05 июня 2020 года, около 80 % россиян во время распространения пандемии потеряли интерес к своей работе, к такому выводу пришли специалисты факультета социальных наук НИУ ВШЭ в своих исследованиях «Стресс и выгорание в ситуации пандемии». В данном исследование приняли участие 7588 россиян разных возрастов, из них 55,5 % — женщины и 44,5 % — мужчины». Специалисты пришли к выводу о том, что у сотрудников снижается эффективность работы, они становятся более раздражительны у них нарушен сон, безразличны к окружающим, становится циничны, также выражается упадок сил и потеря мотивации.
Более 60 % россиян отметили, что находятся в состоянии эмоционального истощения. Это проявляется в нарушении сна, упадке сил, раздражении, недовольстве условиями, в которых они оказались, и жизнью в целом.
35 % оценили уровень такого состояния как высокий, 26 % — как средний.
67 % принявших участие в опросе женщин отмечают у себя эмоциональное выгорание — это при том, что женщины всегда считались более стрессоустойчивыми. Среди респодентов-мужчин этот показатель ниже — 55 %. [4].
Проблема эмоционального выгорания остро ощущается в таких профессиях как, «субъект- субъектного» типа (социальные работники, полиция, учителя, психологи, медицинский персонал). Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации [1, 548–572]. В связи с этим современному учителю приходиться трудиться в быстротечном режиме в быстроизменяющихся условиях, а для этого необходимо иметь такие качества, как мобильность, креативность, энтузиазм, эрудированность, успешность, коммуникабельность, и также не надо забывать и о том, что учитель еще должен решать профессиональные проблемы, разумно и рационально действовать в различных жизненных ситуациях. Ведь от его деятельности зависит насколько всесторонне будут развиты его воспитанники и учащиеся. А успешно осуществить свою деятельность сможет только тот педагог, который хорошо регулирует свои эмоции.
Л. М. Митина обращает внимание на то, что работа учителей тесным образом связано с миром чувств и переживаний, а эмоциональные реакции учителя являются важной частью его жизни и существенным образом влияют на его познавательные и поведенческие процессы, а также на особенности восприятия современного мира. Недаром «Ф. Н. Гоноболин говорил о том, как важны в педагогическом творчестве эмоции и чувства. Если учитель пришел в класс в плохом настроении, раздражен и не умеет скрыть это состояние от учащихся, они тоже быстро приходят в возбужденное состояние, начинают нервничать, вертеться, настроение их становится неустойчивым» [2, 320]. С этим невозможно не согласиться, ведь у читель часто находятся в «плену эмоций», им трудно управлять своими чувствами именно поэтому среди учителей есть проблема распознания эмоционального выгорания, которая деформирует учителя как личность. А для успешного развития как в профессиональной, так и в личностной сфере необходимо вовремя выявить симптомы и устранить основные причины, и факторы который формируют данный недуг. Поэтому перед активно развивающейся в настоящее время наукой стоит задача общего психологического оздоровления, реабилитации и коррекции современного общества. И, вероятно, одним из наиболее важных направлений в данной работе является психологическая реабилитация и «оздоровление» педагогической среды.
Исследований в области педагогики и психологии про явление эмоционального выгорания не теряет свою актуальность, хотя написано немало научных трудов- от статей до диссертаций и монографий. И тем не менее, данная проблема не только не потеряла свой интерес, но с каждым годом «наращивает» свою актуальность. Только за последнее десятилетие опубликовано свыше 1500 научных исследований по данной теме. Проблема эмоционального выгорания стала предметом научного анализа с середины 60-х годов XX века благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (М. Burish, H. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Leiter, Т. Marek, C. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.). [3, 11–29]. Расширилось и территория изучения данного феномена, если с 1974 года данной проблемой занимались только в США, то за столь короткое время эту актуальную тему охватили и другие страны, такие, как Польша, Канада, Германия, Израиль, Китай и Япония и мн. др. страны.
Необходимо учитывать и тот факт, что к проблеме выгорания проявляли интерес не только за рубежом, но как и со стороны отечественной науки, так и психологов из стран СНГ (Б. Г. Ананьев, В. В. Бойко, В. Е. Орел, М. В. Борисова, Н. В. Гришина, М. М. Скугаревская, Т. В. Форманюк, Н.И Водопьянова, Л. С. Чутко, Н. В. Козина и мн. др.)
Несмотря на большое количество эмпирический исследований по данной проблематике, наблюдаются два ведущих фактора, которые изучаются в исследованиях эмоционального выгорания — это такие факторы как: личностные и организационные. Личностный фактор характеризуется тем, что человеку присуще такие качества как: тревожность, эмоциональная чувствительность, нейротизм, экстраверсия, актуализация характера и др. А при организационных: неуправляемость детьми, недостаток поддержки от коллег и администрацией, перегрузка, низкая зарплата и конфликт ролей. В последние годы теоретическая разработка проблемы эмоционального выгорания достигла прогресса, но факты и механизмы на возникновения эмоционального выгорания у учителей и их профилактика средствами арт-терапией имеют противоречивые и вовсе не проработанные аспекты.
Таким образом, анализ научных исследований по изучению проблемы эмоционального выгорание у учителей и его профилактика арт-терапией, показал ряд противоречий, которые акцентирует внимание на актуальность выбранной темы.
Объекты и методы исследования. На основании вышесказанного была поставлена такая проблема как: каковы же педагогические условия, которые наиболее эффективны при профилактики эмоционального выгорания у учителей средствами арт — терапии?
Объект исследования − процесс эмоционального выгорание у учителей.
Предмет исследования − педагогические условия профилактики эмоционального выгорание у учителей средствами арт-терапии.
Выборку исследования составили 40 учителей из МБОУ «Федоровской СОШ имени Е. Г. Тутаева Кайбицкого муниципального района», а также учителя МБОУ Кильдуразовской основной общеобразовательной школы. Средний возраст 47,2 года с 23 летним стажем работы.
В исследовании использовались следующие методики: «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко, и опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) а также для обработки данных были использованные качественные и количественные методы обработки данных.
Результаты и их обсуждение. Входе исследование было выявлено, что учителя в экспериментальной и контрольной группы, по компонентам «напряжение», «резистенция», «истощение» имеют следующие результаты (рис. 1).
Рис. 1. Гистограмма распределения средних значений выраженности компонентов фазы «Напряжение» в ЭГ и ГК
Согласно данным рисунка, складывающие симптомы в экспериментальной и контрольной группе формируются по следующим фазам:
– «тревога и депрессия»: ЭГ — 14,2 балла, в КГ — 14,3 баллов;
– «переживание психотравмирующих ситуаций»: ЭК — 12,5 баллов, в КГ — 13,4 балла;
– «загнанность в клетку»: ЭГ — 10,5 баллов, КГ — 12,9 баллов;
– «неудовлетворенность собой»: ЭГ — 7 баллов, в КГ — 7,7 баллов;
– «напряжение» в ЭГ — 44,2 балла, в КГ- 48,2 балла.
Таким образом, наиболее выраженными симптомами является «тревога», и фаза «напряжение». Можно предположить, что в настоящее время исследуемые педагоги испытывают воздействие психотравмирующих факторов, что приводит к нарастанию напряжения. Неразрешимость ситуации приводит к началу формирования явлений «выгорания» в данных фазах.
Ощущение «неудовлетворенности собой» у обследуемых педагогов 7,7- баллов, что соответствует тому, что данный симптом у них не сложился. Можно предположить, что педагоги не испытывают недовольства собой в профессиональной деятельности и в конкретных обстоятельствах на рабочем месте.
По фазе «загнанности в клетку» в исследуемых группах результаты указывают на несформированность данного симптома. Однако, среди участников эксперимента есть представители, у которых имеются показатели, указывающие на то, что данный симптом у этих лиц уже сложился или находится на этапе формирования.
Симптомы, которые находится в зоне формирования или уже сформировались могут проявляться следующим образом: ограниченной эмоциональной отдачей за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения может фиксировать при этом иное — эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности. А расширение сферы экономии эмоций будет осуществляться вне профессиональной области — в общении с родными, друзьями. На работе человек с такими симптомами склонен держаться соответственно нормативам, а дома замыкаться.
На основании вышесказанного для профилактики эмоционального выгорания создается программа «Гармония». Целью данной программы послужило формирование самосознания педагогов и развитие навыков саморегуляции. Основой арт- терапевтикой методики послужил один из направлений как изо терапия- метод правополушарного рисования на основе методики Б. Эдвардс.
Заключение. Входе исследования было показано, что существуют особые социально-психологические условия, которые приводят к формированию высокого уровня эмоционального выгорания, которые возникают вследствие неудач, связанных с невозможностью достижения профессионально важных целей. Это дает возможность не только при помощи различных методик диагностировать у людей уровень высокого эмоционального выгорания, но и выявлять его путем анализа внешних данных, основанных на наблюдении или анализе определенных жизненных периодов у человека. Все это дает возможность ранней диагностики и выявления у людей уровня высокого эмоционального выгорания с целью проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на его снижение, путем уменьшения или устранения психотравмирующих факторов. Полученные результаты эмпирического обследования могут выступить основанием для коррекционной работы с педагогами.
Литература:
- Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья. — 2003. –С116.-С.548–572.
- Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
- Pain W. S. Overview: Burnout, stress syndromes and the 1980s // Job stress and burnout: Research, theory, and intervention perspectives / Ed. W. S. Pain. Beverly Hills; London; New Dehli, 1982. P. 11–29.
- Союзженскихсил.рф [https://союзженскихсил.рф/news/actual/9706/?sphrase_id=15747151]: пандемия ведет к эмоциональному выгоранию/ООО «Информационное агентства Союза женский сил». М: СЖС-Контент,2020. URL: https://союзженскихсил.рф/news/actual/9706/?sphrase_id=15747151_(дата обращения: 13.09.2020г.)