В статье рассматривается самооценка младших школьников как динамичное структурное образование, особенности самооценки младших школьников и факторы её формирования.
Ключевые слова: самооценка, младший школьник, школьная оценка, саморегуляция.
Младший школьный возраст — тот важный период, когда начинает формироваться самооценка ребёнка. Конечно, это качество личности складывается не единовременно, а в течение всей жизни под влиянием разных обстоятельств и событий. Но начало этого процесса закладывается в школе, когда детям ставят оценки. Оценка учителя, оценка значимого взрослого — это поначалу оценка ребёнком его собственной личности в целом. Неслучайно в младшем школьном возрасте самооценка очень часто зависит от школьной успеваемости, потому что именно она (успеваемость) обуславливает отношение к ребёнку как учителя, так и сверстников. Но со временем взросления ребёнка, с переходом из класса в класс, всё больше отличается его собственная оценка своей личности от оценок учителя и сверстников. Эту мысль озвучивает А. И. Липкина в своей работе «Критичность и самооценка в учебной деятельности»: «Под влиянием педагогических оценок у учащегося складывается определённое отношение к своей деятельности, к самому себе, формируется самооценка, причём если у младших школьников самооценка находится в тесной зависимости от оценки взрослыми, то старшие школьники обнаруживают в этом отношении гораздо большую самостоятельность. Они начитают смотреть на себя «своими глазами», и под влиянием формирующейся собственной оценки своей деятельности и личности у них складывается определённое (очень часто критическое) отношение к педагогическим оценкам».
Также меняется и отношение к отметке у младших школьников. Сначала им важно вообще получить отметку, всё равно какую. Они ещё не видят в ней оценки их успеваемости или усилия. Поэтому маленькие ученики даже хвастаются тем, что получили «всякие разные отметки», в том числе двойки и тройки. Но постепенно отношение к отметке меняется. Прежде всего выделяется пятёрка и двойка. Позже приобретают значение и другие оценки, в которых первоклассник долго склонен видеть проявление личного отношения к нему учителя. [2]
Первоначальная оценка ребёнком своих личностных качеств, поступков, результатов своей деятельности является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам и поступкам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки исследователи считают «предсамооценкой». Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя два этапа. На первом из них самооценке подвергаются внешние действия , на втором в сферу самооценки ребёнка включаются его внутренние состояния и личностные качества . [1]
Само понятие «самооценка» было введено У. Джемсом. Он впервые заговорил о ее роли в развитии индивида. В структуре самосознания личности У. Джемс выделил две составляющие: «Я как субъект познания» («Я познающее», «чистое Я») и «Я как объект познания» («Я познаваемое», «эмпирическое Я»). [4]
Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. [3]
В структуре самооценки выделяют два компонента: когнитивный, отражающий всё то, что индивид узнал о себе из различных источников информации; эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и т. д.). [4]
Хотя в структуре самооценки когнитивный и эмоциональный компоненты выделены отдельно, они функционируют всегда в неразрывной связи друг с другом и зачастую друг друга обуславливают.
Одной из главных функций самооценки является саморегуляция , с помощью которой индивид может соотносить собственные возможности с требованиями конкретной ситуации.
Согласно структурно-динамической модели самооценки А. В. Захаровой самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах — общей и частной (конкретной) . Первая отражает обобщенные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая — оценку конкретных психических и физических качеств. [4]
По мнению М. И. Лисиной, общая самооценка есть некое центральное образование, которое постоянно функционирует. Можно представить себе образ плотного и целостного ядра, у которого есть более динамичная и подвижная окраина, периферия, куда поступают самые новые сведения и знания о себе. Эти знания подвергаются влиянию устойчивого центрального образования (общей самооценки), возникают обусловленные этим влиянием аффективные реакции, что способно вызвать искажение объективных представлений — их завышение или занижение. Но всё же знания с периферии проникают в общую самооценку, поэтому она постоянно модифицируется, расширяется, увеличивается в объёме и несмотря на то, что функционирует постоянно, не является статичной.
А. В. Захарова считает, что младший школьный возраст является ключевым в становлении самооценки. Но в первый класс школьник идёт уже с некоторым запасом знаний о себе. М. И. Лисина полагает, что важнейшим достижением дошкольников является отделение общей самооценки от конкретной . С этим достижением ученик поступает в школу, зачастую находясь в кризисе семи лет.
В период кризиса ребёнок начинает осознавать свои переживания, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сердит», «я добрый». Благодаря этому у него возникают новые отношения к себе, возникает осмысленная самооценка своих действий и переживаний. Такие особенности кризисного возраста, как кривлянье, манерничанье, по большей части преходящие, а вот возникшие самолюбие, самооценка становятся качествами личности. Они-то и являются важнейшими завоеваниями ребёнка в характеризуемый кризисный период. [5]
В возрасте начала обучения развитие частных самооценок отмечается как наиболее динамичное. Они начинают приобретать такие качества, как дифференцированность, адекватность, осознанность, рефлексивность . Самооценка начинает складываться как обобщенное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. [4]
Основной путь развития самооценки: от осознания собственных действий — через оценку — к самооценке. Поэтому на процесс формирования самооценки у учащихся решающее влияние оказывает оценка их учебной деятельности и поведения учителем. Мысль о психологической роли оценивания знания была в своё время высказана У. Джемсом, который подчеркивал, что в учебных заведениях, где баллы, отметки держатся в тайне от ученика, естественная конечная цель всего круговорота его работы теряется и он часто страдает от чувства незаконченности и неизвестности.
Весьма важные данные о влияние педагогической оценки были получены в опытах, в которых группа детей в 106 человек решала тест Куртиса на сложение. Одна часть детей на протяжении работы получала одобрение, другая — порицалась, третья группа никак не оценивалась. Опыты эти показали следующее: улучшение работы было связано с постоянным поощрением со стороны экспериментатора. Самый худший результат получился не у тех детей, которых порицали, а у тех, которых никак не оценивали.
Под влиянием оценочных воздействий у учащихся формируется такое важное и сложное качество личности, как самооценка и уровень притязаний, который определяется Б. Г. Ананьевым как сформировавшаяся устойчивая потребность в определённой положительной оценке. [1]
Самооценка младшего школьника еще недостаточно сформирована: во многом зависит от оценок учителя, необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке, конкретна, ситуативна, имеет своим содержанием в основном оценку результатов деятельности, но уже в этом возрасте может выступать как механизм саморегуляции поведения. [4]
Литература:
- Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина. — Москва: Просвещение, 1968. — 141 с.
- Люблинская А. А. Детская психология: учеб. пособие / А. А. Люблинская. — Москва: Просвещение, 1971. — 415 с.
- Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- Сычевич И. В. Самооценка детей младшего школьного возраста: метод. Рекомендации / И. В. Сычевич. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — 40 с.
- Фридман Л. М. Психология воспитания / Л. М. Фридман. — Москва: ТЦ «Сфера», 1999. — 208 с.