В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, моя история, патриотизм, патриотическое воспитание.
Проектная деятельность сегодня рассматривается, как современная образовательная технология, как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
Для успешной реализации компонента проектного обучения необходимо полное включение школьника в интегративный творческий процесс. Добиться такого эффекта позволяют занятия в организациях дополнительного образования.
Процесс решения проектных задач, связанных с удовлетворением и потребностями обучения посредством проектирования и создания идеального или материального продукта в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, развитие профессиональных интересов, уточнение образовательных и профессиональных планов школьников.
Созидательная и преобразовательная деятельности обеспечивают формирование ключевых компетенций, а иначе говоря, ряда интегрированных свойств и качеств личности, или подсистем, таких как сознание, самосознание, Я-концепция, личностный смысл, идентификация, самооценка, направленность, восприятие и др.
Одним из таких интегрированных качеств личности является патриотизм.
Патриотизм — подразумевает под собой ценностные отношения обучающегося к своей семье, родному краю, стране, а значит может быть сформировано в процессе целенаправленной деятельности, в том числе и проектной.
В 2018 году в рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне был запущен ВсероссийскийПроект «Моя история», направленный на повышение интереса к изучению истории своей семьи. Проект реализуется и в настоящее время совместными усилиями Волонтеров Победы, Российского государственного гуманитарного университета и Российского движения школьников.
На основе данного проекта в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Доме творчества Ширинского района Республики Хакасия была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя история» для одаренных детей объемом на 72 часа.
Программа направлена на формирование ценностного отношения к своей семье, родословной, через освоение инструментов поиска данных о своих родных, выстраивание генеалогического древа своей семьи, изучение фактов из истории района и Республики.
На основании полученных знаний, обучающимися подготовлен электронный сборник под названием «Внуки победителей». В сборнике содержится информация об активистах Ширинского местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и их родственниках — участниках боевых действий в период Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны.
Для поиска документальной информации о своих предках, обучающиеся использовали следующие интернет порталы: «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа».
Программа доказала свою эффективность, благодаря социальному партнерству с такими организациями как Ширинский районный Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Военный комиссариат Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия.
В рамках реализации программы совместно с Советом ветеранов школьники обрабатывали заявки жителей района, открывали поиск, работали с архивными документами Военкомата, составляли анкеты на офицеров военного времени, сверяли полученную информацию с данными памятной книги Республики Хакасия «Солдаты Победы». В итоге Советом ветеранов был подготовлен заявочный материал на внесение ранее неопубликованных фамилий на страницы книги Памяти. На мраморной плите мемориального комплекса «Слава Победы» высечены 70 имен.
В рамках дополнительной программы «Моя история» был разработан патриотический проект «Маршруты победы».
На территории муниципальных образований Ширинского района расположено 23 военно-мемориальных объекта. Каждый поселок имеет свое памятное место и свою отдельную историю. Ширинский район гордится своими героями военного времени. Четыре Героя Советского Союза: Николаенко Александр Николаевич, Селицкий Иван Степанович, Тихонов Василий Гаврилович, Толмачев Алексей Емельянович. Два полных кавалера ордена: Кныш Яков Антонович и Андрюшев Алексей Семенович.
Целью проекта является создание условий для глубокого ознакомления школьников 5–11 классов с этапами и событиями Великой Отечественной войны на примере боевых и трудовых подвигов героев — земляков путем разработки Маршрутов Победы по местам воинской славы Ширинского района.
Проект решает ряд социально-педагогических задач:
– сохранение истории Великой Отечественной войны и памяти о ее героях-земляках через создание Маршрутов Победы;
– активизация поисковой работы, работы с ветеранами Великой Отечественной войны, оказание действенной помощи ветеранам;
– совершенствование навыков работы с информацией в ходе исследовательской деятельности;
– создание печатных и видеоматериалов для использования на уроках истории в школах;
– воспитание патриотизма у обучающихся образовательных школ района;
– формирование у обучающихся навыков социально-значимой деятельности.
В процессе исследовательской работы, по поиску дополнительной биографической информации о героях-земляках, участниками проекта подготовлена презентация «Четыре Героя и два Кавалера» и представлена на 15-ти классных часах в образовательных организациях. На Первомайской площади села Шира проведено 4 митинга по памятным датам. Составлено 3 экскурсионных маршрута.
В проекте приняли участие 25 волонтеров, 298 школьников района и 30 активистов Серебряного возраста.
В перспективе — продолжение поисковой работы с архивными данными, систематизация исследовательских материалов в электронный альбом «Маршруты Победы», издание печатной версии книги о героях-земляках.
В 2018 году проект был представлен на районном конкурсе исследовательских работ патриотической направленности «Отчизны верные сыны» и занял 1 место.
В 2020 году Валерия Бухтоярова, обучающаяся Ширинского Дома творчества возглавила проект и стала победительницей республиканского этапа всероссийского конкурса «Добровольцы России» в номинации «Уверенные в будущем».
Формирование ключевых компетенций, в частности умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решение социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности.
Сегодня Валерия Бухтоярова студентка, руководитель местного штаба ВОД «Волонтеры Победы» на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Училище (техникум) олимпийского резерва», и региональный координатор всероссийского проекта «Моя история» в Республике Хакасия.
С каждым годом потребность в укреплении патриотизма растет. В мае 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин внес поправки к закону «Об образовании» с предложением о расширении понятия воспитания, таким образом, чтобы оно послужило формированию чувства гражданственности, уважения к старшим, к подвигам героев Отечества, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям многонациональной страны.
Образование включает в себя знания и навыки, дополнительное образование несет в себе идею духовных, моральных ценностей, которые формируют личность, гражданина и объединяют общество.
Литература:
- Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — Москва: Просвещение, 2013. — 175 c. — Текст: непосредственный.
- Госдума приняла закон о воспитании патриотизма. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4426128 (дата обращения: 17.11.2020).