В статье актуализируется значимость обогащения знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма; представлены задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в Крыму через призму анализа современных программ и методических материалов по дошкольному воспитанию; обосновывается необходимость диагностики знаний старших дошкольников с учетом исторических традиций полиэтничности населения полуострова; раскрывается последовательность разработки критериев и показателей, в соответствии с которыми предполагается проводить диагностику.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, задачи поликультурного воспитания, региональная парциальная программа, диагностика уровня знаний.
Освоение подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, формирование национального самосознания при уважительном отношении к культуре других народов является важной задачей современной воспитательной политики в нашем государстве.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из ведущих принципов выдвигает «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, нации, языка». Содержание Программы дошкольного образования должно учитывать специфику национальных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность [8].
В Республике Крым, включая Севастополь, около 600 государственных дошкольных образовательных учреждений. В содержание образовательно-воспитательной работы рекомендовано включать региональную парциальную программу по гражданско-патриотическому воспитанию «Крымский веночек» [6] (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Республики Крым от 01.03.2017 № 1/7). К данной программе разработано качественное методическое сопровождение, приведены показатели успешного развития детей. Тема нашей магистерской диссертации «Формирование знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма в процессе культурно-досуговой деятельности» предопределяла разработку методики изучения знаний детей по исследуемой проблеме.
Мы обратились к анализу диссертационных исследований, темой которых выступала проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. В диссертации Н. А. Плахотиной разработан и апробирован комплекс диагностических методик (тестовые методики «Художественная студия», «Как звучит произведение», «Ожившее произведение», диалоги, рисуночный тест и др.), позволившие определить уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края. Материалы исследования апробированы в практике дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края [4]. В диссертации С. В. Мажаренко представлено исследование образовательного процесса на формирование у детей представлений о различии и сходстве культур народов и их представителей, а также признание и принятие ими этнокультурного разнообразия [4]. Изучение и анализ этих работ помог нам увидеть целостный процесс педагогического эксперимента в области поликультурного воспитания дошкольников, а также авторские подходы к диагностике состояния поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Для разработки методики изучения знаний старших дошкольников по исследуемой теме мы обратились к следующим источникам:
– Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования [3];
– Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений» [7];
– О. Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие [1].
В этих пособиях представлена серия экспресс-диагностик, в том числе и диагностика, посредством которой проверяются знания детей о русских народных праздниках и традициях. Оценивание знаний осуществляется с помощью дидактической игры Т. Ф. Брыкиной «Отгадай праздник». Содержание: детям дается прослушать описание праздника. Для подсказки можно предъявить иллюстрации с изображением эпизодов праздника. Дети должны назвать праздник, рассказать, когда он бывает. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Материал: предметы, песенки, отдельные выражения из знакомых произведений устного народного творчества и атрибуты для игры-драматизации. Детям показывают предметы русского быта, загадывают песенки и отдельные выражения из знакомых фольклорных произведений. Дети должны назвать сказку, где встречается этот предмет или песенка.
Также можно использовать пособие М. Ю. Новицкой — АВК «Народный календарь» и «Зима и люди — круглый год». Материал: краски, карандаши и другой необходимый материал для рисования. Содержание: Детям предлагается передать в рисунке свои впечатления о народном празднике (отразить характерные особенности, приметы и др.), по окончании рисования рассказать о своем рисунке, какой праздник изобразил. Оценивается качество рисунка и то, насколько ярко и понятно отображены события праздника; адекватность отражения (от 1 до 6 баллов).
Во всех вышеперечисленных источниках мы нашли рекомендации по диагностике знаний детей о русских народных праздниках и традициях. Тема нашего исследования направлена на определение знаний старших дошкольников о праздниках и традициях народов Крыма. Поэтому нашим следующим шагом было изучение и сопоставление программных требований в области поликультурного воспитания старших дошкольников. Так как базами исследования выступят дошкольные учреждения в г. Севастополе и г. Бахчисарае, при разработке критериальной характеристики мы опирались на требования программы «От рождения до школы» [5] и «Крымский веночек» [6]. В результате систематической работы педагога и родителей ребенок старшей группы должен: иметь представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; уметь использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.); использовать формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения); иметь представление о понятиях «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», фольклоре, музыке и художественных промыслах (на основе региональных особенностей); уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
В региональной программе «Крымский веночек» показателями успешного развития детей старшего дошкольного возраста определены следующие знания: знают о том, что в Крыму живет много разных людей, имеющих разную этническую принадлежность; знают и рассказывают о праздниках семьи; называют некоторые известные блюда национальной кухни людей, проживающих в Крыму; знают и называют основные народные промыслы, которыми занимались и занимаются люди в их населенном пункте; знают, как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая, Масленица и др.); мусульмане (Ураза-байрам, Курбан-Байрам, Сабантуй и др.); иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др.).
Определив круг требований программ к знаниям детей старшего дошкольного возраста о традициях и праздниках народов Крыма, мы приступили к разработке критериев и показателей знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма.
Проблема определения критериев и показателей рассматривается в работах Н. В. Кузьминой, Г. Н. Подчалимовой, С. Н. Федоровой и ряда других ученых. Авторы по-разному подходят к выделению, описанию уровней, а также лежащих в их основе критериев и показателей. В целом в научно-педагогической литературе существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся в основном к следующему:
– критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
– критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени;
– с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого процесса.
Если критерий — это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели — это мера сформированности того или иного критерия. Нам необходимо выявить критерии и показатели уровня представлений детей о традициях и праздниках народов Крыма.
Критериями выступили знания о праздниках семьи; о всеобщих народных святынях (вода, земля, огонь, Солнце, хлеб); о праздниках народов Крыма. Показателями: полнота знаний; умение привести примеры из личного опыта; проявление уважительного отношения к святыням людей, живущих в Крыму.
Таблица 1
Таблица критериев и уровневых показателей знаний детей старшего дошкольного возраста о традициях и праздниках народов Крыма
Критерии и показатели |
Уровневый показатель |
|||
Высокий уровень 6–5 баллов |
Средний уровень 4–3 балла |
Низкий Уровень 2–1 балл |
Метод диагностики |
|
Знания о праздниках семьи. Показатели: полнота знаний, умение привести примеры из личного опыта |
Знает названия семейных праздников: родины, крестины, именины, день ангела, свадьба, день рождения и некоторых национальных праздников, которые отмечаются с семьей. Может привести примеры, какие подарки следует дарить на праздники, имеющие сакраментальное значение. |
Знает названия праздников: свадьба, день рождения. Может привести примеры, какие подарки следует дарить на семейные праздники. Знает названия некоторых государственных и народных праздников, отмечаемых в кругу семьи. |
Не умеет объяснить разницу между семейным и государственным праздником. Не знает названия народных праздников, но по иллюстрациям может привести некоторые примеры из личного опыта. |
Беседа с детьми |
Знания о всеобщих природных святынях. Показатели: полнота знаний, умение привести примеры из художественных произведений, народного фольклора; проявление уважительного отношения к святыням людей, живущих в Крыму. |
Знает, что люди Крыма чтят всеобщие народные святыни — воду, землю, огонь, Солнце, хлеб. Понимает, что от них во многом зависит жизнь человека. Может назвать некоторые календарные праздники, в которых почитаются эти святыни. Может привести пример из народного фольклора или подвижную игру, связанную с праздником. Понимает, что этническая принадлежность переходит от родителей. |
Может назвать некоторые календарные праздники, в которых почитают воду, землю, огонь, Солнце, хлеб. Называет свою и своих родителей этническую принадлежность. |
Может назвать некоторые календарные праздники, но не умеет объяснить, чему они посвящены. На иллюстрации различает людей в разных народных костюмах, но назвать к какой этнической принадлежности относится данный костюм, не может |
Рисование «Нарисуй людей в народных костюмах на празднике», а также беседа с использованием картинок |
Знание народных праздников. Показатели: полнота знаний, умение найти на иллюстрациях изображение праздника |
Знает о том, что в Крыму живет много людей разных национальностей, может назвать их. Может рассказать о празднике, привести примеры из личного опыта. Выбирает иллюстрации с характерными изображениями праздника. Может назвать характерные признаки праздника по костюмам людей, праздничным атрибутам. |
Знает о том, что в Крыму живет много людей разных национальностей. Может рассказать о празднике с помощью наводящих вопросов и подсказок взрослого. Называет некоторые известные блюда национальной кухни людей, проживающих в Крыму. |
Называет праздники, не различает государственные, семейные и народные. Называет некоторые известные блюда национальной кухни людей, проживающих в Крыму, но не соотносит названия с национальностью людей. |
Дидактическая игра «Отгадай праздник» (с картинками) |
Для изучения знаний детей был разработан диагностический блок, включающий несколько методик: беседа, изучение содержания рисунков детей и беседа с показом картинок, дидактическая игра «Отгадай праздник» (с иллюстрациями).
- Беседа с детьми, включающая следующие вопросы:
– назови свое полное имя, отчество, фамилию;
– кто ты по национальности;
– какие семейные праздники есть в вашей семье? Назови их;
- Рисование «Нарисуй людей в народных костюмах на празднике».
Методика. Детям предлагается передать в рисунке свои впечатления о народном празднике (отразить характерные особенности, приметы и др.), рассказать о своем рисунке, какой праздник изобразил. Оценивается качество рисунка и то, насколько ярко и понятно отображены события праздника; адекватность отражения событий празднику, который назвал ребенок.
Беседа с использованием картинок. Методика проведения беседы. Детям показывают картинки с изображением каравая, вербы, прыгающих через костер молодых людей и крещенских купаний. Иллюстрациям сопутствует ряд вопросов:
– зачем выносят на рушнике каравай?
– почему освящают и ставят в доме вербу?
– зачем девушки и парни прыгали через костер?
– когда и почему по народным традициям люди окунаются в прорубь?
– на какой праздник делают пасху?
Учитывается логичность и ясность ответов, умение назвать некоторые календарные праздники, в которых почитаются эти святыни, способность привести пример из народного фольклора или подвижную игру, связанную с праздником.
- Дидактическая игра «Отгадай праздник» (с иллюстрациями).
Методика проведения. Детям предлагается к картинке с изображением праздников (Рождество, Пасха, Масленица, Троица, Курбан-Байрам, Песах), подобрать характерные атрибуты и назвать их. За каждый правильный ответ ребенок получит фишку, максимальное количество которых составит шесть.
Мы предполагаем, что результаты констатирующего этапа исследования дадут возможность для реализации индивидуального и дифференцированного подходов в содержании программы формирующего эксперимента, включающего комплекс культурно-досуговых мероприятий, направленных на формирование старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма.
Литература:
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб. метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Детство-Пресс, 2003. — 300с.
- Мажаренко, С. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мажаренко Светлана Викторовна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова]. — Владикавказ, 2009. — 22 с.
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. — М., 2005. — 153 с.
- Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5–7 лет к культуре родного края: автореферат дис. доктора педагогических наук: / Платохина Наталья Алексеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2011. — 51 с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. — 333с.
- Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек» / Сост. Л. Г. Мухоморина, М. А. Араджиони и др. — С.: Семицветик, 2016. — 163 с.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-120 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.firo.ru/.