В условиях современной экономической ситуации рассматриваются проблемы и направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, изучены тенденции возможного развития предприятий данной отрасли.
Ключевые слова: конкурентоспособность, сельское хозяйство, внешняя среда, внутриотраслевые конкуренты.
В начале следует отметить, что ни одна компания не может получить абсолютного преимущества в конкуренции, но может сосредоточиться на достижении определенных целей. В нестабильной и динамичной внешней среде важно выделить главную направленность ее развития. Это позволит производителям разработать конкурентную стратегию, максимально учитывающую возможности внешней среды и преимущества внутреннего потенциала.
Непредсказуемость будущего состояния внешней среды ставит перед предприятиями по переработке молока задачу определить возможные пути дальнейшего развития и выбрать из них лучшее решение. В связи с этим, если не применяется комплексный подход к разработке концепции стратегии конкурентного развития, но удастся достичь стабильной рыночной позиции предприятия в долгосрочной перспективе.
Можно предложить следующую схему этого процесса:
1) проанализировать конкурентное положение компании и ее продукции среди наиболее приоритетных групп конкурентов;
2) определить возможные альтернативы конкурентоспособного развития товаропроизводителей;
3) сравнить и оценить возможность и риск реализации предложенной схемы;
4) выбрать альтернативу из всех возможных вариантов. С точки зрения наблюдения преимуществ внутреннего потенциала производителя и открытости внешней среды;
5) сформировать комплекс мероприятий в рамках выбранной стратегической концепции, он должен быть направлен на достижение поставленных целей.
Сельское хозяйство еще не вошло в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Однако проблемы в агропромышленном комплексе неизбежны, и с первой трудностью столкнулись животноводы и теплицы. С другой стороны, нынешний кризис открыл новые возможности для сельскохозяйственных предприятий.
Эксперты прогнозируют, что производственные затраты (и рост цен) в мясной отрасли вырастут из-за высокой доли импортных ингредиентов. Например, по данным Национальной мясной ассоциации, в птицеводстве стоимость до 30 % ингредиентов напрямую оценивается в долларах США (соевый шрот, кормовые добавки, аминокислоты).
Однако из-за низкой покупательной способности населения и жесткой рыночной конкуренции резкий рост отпускных цен ограничен, что повлекло за собой влияние ценовых разниц на производителей. Это касается производства говядины, а также птицеводства и свиноводства. Можно предположить, что финансовое бремя будет особенно тяжелым для компаний, которые привлекают кредиты и инвестируют в импортное оборудование для модернизации производства.
В результате применения системы самоизоляции потребление свежих овощей упало на 30 %, а оптовая цена упала на 50 %. Например, рентабельность тепличного производства в среднем составляет 9–12 % [2]. Для владельцев теплиц такое снижение продаж и цен является тяжелым ударом.
Последствия кризиса от пандемии ощутят на себе малые предприятия производителей и переработчиков молока. Запас прочности крупных компаний составляет три-четыре месяца, а запас прочности малых и средних компаний — один или два. Таким образом, в целом пострадают небольшие фермы и перерабатывающие предприятия, способные обрабатывать до 100 тонн в сутки.
Еще в июне 2020 производители ощутили на себе последствия падения покупательной способности и краха компаний в сфере HoReCa. В начале лета традиционные цены на сырое молоко начинают падать, а в этом году могут быть выше, чем в прошлом — в среднем по России цены на сырое молоко могут упасть до 15–17 рублей за литр [2]. В августе производители молока рискнули финансовыми трудностями и решили сократить поголовье из-за роста затрат. Объем производства в период кризиса может сократиться из-за банкротства фермерского хозяйства и неэффективных сельскохозяйственных предприятий.
Рынок питьевого молока — самый крупный и один из регулируемых государством рынков, налагающий на производителей множество социальных обязательств. В сложной экономической ситуации будет увеличиваться спрос на основные молочные продукты: молоко, кефир, сыр, сметану и десерты.
Чтобы адекватно реагировать на внешние условия, предприятие по производству молочных продуктов должно быть способно:
– выдвигать и реализовывать конкурентоспособные идеи в области технологии и организации производства и продвижении на рынок молочных продуктов, пользующихся потребительским спросом;
– обеспечивать свою независимость при изменении конъюнктуры рынков товаров, финансов, факторов производства за счет быстрой реакции на внешние воздействия;
– поддерживать требуемый уровень преимуществ за счет рациональной организации процесса управления.
Следует сразу отметить, что официальная статистика свидетельствуют о разнородности оценок общих анализируемых молокопродуктов среди региональных потребительских групп [3].
Согласно выделенным целям конкурентного развития предприятия, будущие изменения параметров молочной продукции предполагают повышение качественных характеристик при снижении привлекательности ценовой компоненты.
Наиболее благоприятные позиции будут обеспечиваться в группах с наименьшим и средним уровнями дохода, проживающих в сельской и городской местности.
При этом наибольший приоритет отдается потребителям со средним уровнем доходов, так как для первой группы есть риск перехода продукта в группу дифференцированных, премиальных товаров.
Таким образом, модель управления конкурентными преимуществами предусматривает проведение оценки конкурентных преимуществ товаропроизводителя. Универсальный характер большинства предлагаемых методик оценки конкурентных преимуществ обусловил необходимость разработки комплексной методики оценки, адаптированной к особенностям молокоперерабатывающей отрасли. В основе разработанной методики может быть положена идея совместного анализа потенциально возможных и фактически достигнутых конкурентных преимуществ предприятия.
Особое место среди внешних факторов, определяющих условия деятельности региональных молокоперерабатывающих предприятий, а так же должно быть уделено внимание деятельности внутриотраслевых конкурентов.
Литература:
- Кирьяк, Р.А., Панова, А. Ю. Налоговая политика России в условиях пандемии/Р. А. Кирьяк, А.Ю Панова — Текст: непосредственный //Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 279–285.
- Колосков, А. Е. Экономическая безопасность сельскохозяйственных регионов России/А. Е. Колосков — Текст: непосредственный //Студенческий вестник. — 2020. — № 27–2 (125). — С. 41–42.
- Землянная, А. С. Эмпирическое исследование мероприятий как инструмента продвижения в контексте пандемии / А. С. Землянная, Д. А. Савостин. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — № 7(65), 2020. — С. 84–87.