Идеи феминизма: от радикальных до популярных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 713 раз

Библиографическое описание:

Подобедова, А. А. Идеи феминизма: от радикальных до популярных / А. А. Подобедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 441-444. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75368/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены периодизация феминизма и его различные движения, имеющие собственных последовательниц, цели и задачи, литературу. Рассмотрены как известные, так и малоизвестные направления феминизма.

Ключевые слова: феминизм, женские общественные движения, история и теория феминизма, направления и движения в феминизме, просветительский феминизм.

The article examines the periodization of feminism and its various movements, which have their own followers, goals and objectives, literature. Both well-known and little-known trends of feminism are considered.

Key words: feminism, women's social movements, history and theory of feminism, trends and movements in feminism, educational feminism.

Феминизм — общественное движение за равноправие между мужчинами и женщинами [4, 850 с.]. Свод правил и идеологий, политических, общественных и иных движений, которые в основе своей направлены на уравнивание в правах мужчины и женщины — как социального направления, так и в экономической, биологической и иных сферах.

Феминизм противостоит патриархальности и патриархальному строю в обществе, рассматривается как возможность раскрепощения женщины из консервативной или традиционной среды её окружения. В идеале феминизм может быть рассмотрен как способ полного снятия различий и ограничений между двумя индивидами противоположного пола, так и между двумя социо-ментальными категориями — маскулинностью и феминностью.

Определения феминизма можно разделить на частные компоненты данного понятия:

1) Философская теория о положении женщины, её роли и месте в обществе;

2) социально-политическая теория, анализирующая неравенство между полами и пути к его разрешению;

3) социальное движение за равенство между полами;

4) идеология, выражающая интересы женщин и противостоящая различным анти- и нефеминистским теориям;

5) методология исследований, выражающая женский взгляд на мир и свою участь [3].

Эпоха Просвещения дала большое количество трудов французских философов: Вольтера, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Жан-Жака Руссо, — которые говорили о важности равноправия между полами. Именно их труды оказали воздействие на европейскую либеральную мысль и обусловили последующее возникновение первых работ именно феминистической направленности: «Декларация прав женщины и гражданки» Олимпии де Гуж (1791), «Защита прав женщин» Мэри Уолстонкрафт (1792) и эссе одного из первых мужчин-феминистов ( профеминистов ) Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского состояния женщин» (1792).

Феминизм и его теории развивались «волнообразно», и на каждом этапе своего становления или деятельности у активисток феминистического движения были самые различные задачи и цели.

«Первая волна» (середина XIX — начало XX века) — этот период считается начальным в развитии феминистского сообщества и феминистической мысли. Основными задачами в этот период стали право собственности для замужней женщины (до этого момента всё имущество супругов было приоритетно мужским) и право голоса для женщины.

Европейская феминистская мысль привела к становлению и русской феминистической теории: русское женское движение в Российской Империи зародилось и получило своё мощное развитие в период первой волны европейского феминизма.

Некоторые исследователи определяли иные даты зарождения феминизма в Европе. Русский публицист конца XIX — начала XX века А. В. Амфитеатров (1862–1938) в своей публичной лекции «Женщина в общественных движениях России» (1906) датой начала женского самосознания и становления сильной женской личности называет 1800 год. [2, с. 5]. Такого же мнения придерживался и исследователь конца XIX века К. А. Скальковский (1843–1906): «Конец XVIII века выдвинул в первый раз вопрос об эмансипации женщины. Желая как будто бы доказать, что они достойны тех прав, которые для них требуют философы-новаторы, женщины отличились в это же самое время на разных поприщах» [6, с. 10]. Современные же исследователи феминизма и женских движений в России и мире (И. И. Юкина, Р. Стайтс и другие) придерживаются общепринятой периодизации в «женской эмансипации» — середина XIX века.

Рассматривая развитие женского общественного самосознания и изменение социального статуса женщины в Российской империи, стоит обозначить начальной датой именно 1860-е гг.: с середины XIX века в России стали организовываться первые общественные женские движения, деятельность которых сводилась к благотворительности, культурно-просветительской деятельности, социальной работе.

Следующим важным направлением деятельности общественных женских движений этого периода является вопрос о женском образовании в Российской империи. До второй половины XIX века женское образование в России реализовывали учреждения ведомства Императрицы Марии Фёдоровны, епархиальные духовные училища и частные пансионы. Впоследствии, руководствуясь желаниями активисток женского движения, были открыты высшие женские курсы — Аларчинские курсы, Владимирские курсы, Высшие женские медицинские курсы, Бестужевские курсы (все в Санкт-Петербурге); Лублянские курсы, курсы Герье (Москва); в свою очередь, в крупных городах империи были организованы Казанские и Киевские курсы, Сибирские высшие женские курсы.

Несмотря на все эти достижения в России, уклад жизни многих женщин всё ещё был подчинён патриархальному обществу, которое делало положение женщин в семье и обществе бесправным.

Второй период развития женской мысли и изменения положения женщины в русском обществе — 1880–1910-е гг. (в эти временные рамки мы вносим и заключительный период «жизни» женских сообществ — их общественную и смысловую деконструкцию ). Активные участницы стали формировать новую модель поведения для женских движений — на первый план вышел Всероссийский союз равноправия женщин. Союз был организован в 1905 году; во время проведения I Съезда женщин-делегаток, состоявшегося в октябре того же года был составлен Устав, который структурировал все требования женского сообщества. Наряду с уже обозначенными задачами (борьба за равные права с мужчинами, не только в области образования и медицины, но и получения избирательных прав для соотечественниц), были выдвинуты новые: возможность участия женщин в общественной и политической жизни государства, охрана женского труда. Союз состоял из кружков и организаций на местах. Высшим органом управления было собрание делегатов кружков и организаций. Союз просуществовал до 1917 года. Практически все дореволюционные общества и движения были «лишены смыслового и общественного значения, их роль стала «ничтожно мала», и впоследствии такие общества были деконструированы, как и всё, созданное при «царизме».

Исследователь Г. С. Айвазова приводит иную периодизацию русского дореволюционного феминизма — 1860–1905 гг. — то есть до создания Всероссийского союза равноправия женщин, и 1905–1917 гг. — период активной деятельности [1].

«Вторая волна» европейского феминизма стала развиваться в середине 1960-х г. После получения гражданского права на голосование женщины стали бороться за фактическое равноправие между мужчинами и женщинами. Их требованиями были равные права в политической, экономической, социальной и иной сферах жизни, подтверждающих закрепление равенства полов на этом этапе развития гражданского самосознания.

«Третья» и «четвёртая» «волны» феминизма (с 1980-х гг. по настоящее время) поднимают уже более частные, но вместе с тем очень злободневные проблемы в западной цивилизации: равенство по национальному и расовому признакам, сексуальным ориентациям, гендерной идентичности, внося серьёзные изменения в состояние современного гражданского западного общества.

Несмотря на кажущуюся монолитность феминизма как социо-философского понятия, он не подразумевает собой цельный аспект дискурса, в нём существуют различные течения и направления, каждое из которых рассматривает женщину (или женское начало) со своей определённой точки зрения. Часто это достаточно противоположные точки зрения, и активистки данных направлений ведут жаркие дискуссионные споры, стремясь обозначить свою позицию и сделать её главенствующей.

Более традиционными направлениями считаются: либеральный , марксистский , постколониальный и суфражизм .

Наиболее модернистскими стали такие течения феминизма, как культурный , психоаналитический и сексуально-позитивный .

Наиболее воинствующими являются направления: радикальный и сепаратистский феминизм .

Последними сформировались интерсекциональный и постмодернистский феминизм , поп-феминизм и трансфеминизм .

К выше обозначенным стратегиям комплексного изучения «женского» в контексте современных исследований дополнительно можно добавить ещё несколько «малых направлений» феминизма (как частные случаи более больших течений): культурологический феминизм , исследующий женщину, женское и феминность с позиции культуры, как именно в определённый момент была развита теория о женщине в культуре, и просветительский феминизм . В отличие от приведённых выше более радикальных примеров проявления феминизма и его разрушающего влияния на традиционные ценности, просветительским феминизмом можно обозначить деятельность представительниц женского сообщества в России XIX века, которые утверждали важность не только женского воспитания, но и женского образования.

Представительницей просветительского феминизма , сформулированного в рамках исследования, была мемуаристка Христина Даниловна Алчевская (1841–1920) — русский и украинский общественный деятель. Она организовала в 1862 году воскресную женскую школу, впоследствии ставшую образцовым примером для подобного рода заведений в Российской империи, с её именем связано целое общественное движение за народное образование. В написанном Христиной Даниловной трёхтомнике «Что читать народу?» (1884 \ 1889 \ 1906) показаны результаты деятельности этого движения. Алчевская Х. Д. деятельно доказала, что отсутствие читательских навыков и самой возможности читать у малограмотного / безграмотного населения не является преградой для понимания поступков героев в произведении классической русской и иностранной литературы; они воспринимали поступки литературных персонажей со свойственной человеку житейской мудростью [5, 52].

В контексте современного общественного строя (как западного, так и, отчасти, отечественного) феминизм является социокультурные феноменом, который создаёт свою систему ценностей, философских и культурных идей.

Само женское общественное движение являет собой особую социокультурную идею, которая позиционирует гуманистическую мысль и «новую этику». Таким образом, феминизм, как новое направление в современной гуманистической мысли и современной культуре старается своими действиями привить новую модель поведения и поведенческие установки, которые в последующем должны улучшить состояние современного гражданского общества.

Литература:

1) Айвазова, С.Г., Феминистская традиция в России / Айвазова. — Текст: электронный // a-z.ru: [сайт]. — URL: http://www.a-z.ru/women/texts/aivazova3r-e.htm. (Дата обращения: 11.11.20).

2) Амфитеатров А. В. Женщина в общественных движениях России. — Женева, 1905. — 56 с.

3) Муслумова Т. В. Феминизм: истоки, этапы развития, основные направления / Муслумова. — Текст: электронный // Cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feminizm-istoki-etapy-razvitiya-i-osnovnye-napravleniya/viewer. (Дата обращения: 13.11.20).

4) Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е издание, дополненное. — М: Азбуковник, 1999, — С. 850.

5) Русские писатели. 1800–1917 гг. Биографический словарь. Т.1. А — Г. Главный редактор П. А. Николаев. — Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», НВП «ФИАНИТ», 1992. — С. 52.

6) Скальковский, К.А. «О женщинах. Мысли старые и новые». — М.: Гос. публ. истор. библ. России. — 2012. — 179 с.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, Российская империя, феминизм, движение, женское образование, курс, Россия, европейский феминизм, женское сообщество, просветительский феминизм.


Ключевые слова

феминизм, женские общественные движения, история и теория феминизма, направления и движения в феминизме, просветительский феминизм

Похожие статьи

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых

В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Идеи анархизма в истории мира и России

В статье авторы рассматривают понятие анархизма, основоположников и развитие идей анархизма в мире и России,

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Влияние массовой культуры на современное общество

В статье автор определяет причины востребованности массовой культуры и ее влияние на современное общество.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...

Лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса

В статье исследуются лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса.

Похожие статьи

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Лингвистический национализм: теория и практика

В данной статье анализируется понятие и сущность национализма в целом и лингвистического национализма в частности. Рассмотрены классификация и причины возникновения национализма, вопросы, связанные с проявлением политики лингвистического национализма...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых

В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Идеи анархизма в истории мира и России

В статье авторы рассматривают понятие анархизма, основоположников и развитие идей анархизма в мире и России,

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Влияние массовой культуры на современное общество

В статье автор определяет причины востребованности массовой культуры и ее влияние на современное общество.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...

Лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса

В статье исследуются лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса.

Задать вопрос