В данной статье рассматриваются способы регулирования игорного бизнеса в России, основные санкции и меры по по противодействию незаконной деятельности в данной сфере
Ключевые слова: игорный бизнес, казино, игровые автоматы, игорные зоны, азартные игры.
This article discusses ways of regulating the gambling business in Russia, the main sanctions and measures to counter illegal activities in this area.
Key words: gambling business, casino, slot machines, gambling zones, gambling.
Основная проблема игорного бизнеса во многом связана с тем, что очень трудно контролировать доходы и расходы букмекеров, владельцев казино и игровых автоматов. В связи с этим, государством разрабатываются различные методы регулирования в данной сфере. С 1 июля 2009 года был принят закон об игорном бизнесе. В России была запрещена работа казино и других игорных заведений, за исключением специально созданных игорных зон.
В Российской Федерации на данный момент существует пять игорных зон — специальных территорий, где допускается законная организация и проведение азартных игр. В границах каждой такой зоны допускается возведение не более одного игорного заведения. На данный момент в список игорных зон входят следующие регионы:
Краснодарском крае («Азов-Сити» — наиболее крупная игорная зона); Алтайском крае («Сибирская монета», состоящая лишь из одного объекта); Приморье (неподалеку от города Артем Приморского края); Калининградской области («Янтарная», сейчас открыто только здание с игровыми автоматами); «Красная поляна»; и неопределенная часть республики Крым (переговоры относительно расположения места еще ведутся).
Запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр онлайн казино, содержится также в пункте 3 ст. 5 Федерального закона № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» [4]. Нарушение данных правовых норм предусматривает уголовную и административную ответственность. В настоящее время ФНС, Роскомнадзор или генеральная прокуратура уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта без получения судебного решения.
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ № 244 деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр, исключительно в игорных заведениях, расположенных в пределах игорных зон.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 244 организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Объектами рассматриваемого закона являются:
− некоторые предметы помещений для азартных игр — столы с разным количеством игровых полей и автоматы;
− головные офисы организаций, принимающих ставки, а также их структурные подразделения.
Все эти объекты должны пройти регистрацию в налоговом органе. Самый крайний срок — за два дня до начала установки. Чтобы их зарегистрировать, нужно подать заявление в налоговую, а затем получить свидетельство о регистрации не более, чем за 5 дней.
В настоящий момент существует два вида ответственности за создание подпольных игорных клубов и нарушение законодательства:
административная (ст. 14.1.1 Кодекса об административных правонарушениях) [1]; уголовная (ст. 171.2 Уголовного кодекса РФ) [3].
В первом случае под наказание попадают три группы лиц:
− юридические, при организации нелегальных казино вне специальных зон, а также с помощью интернета и иным способом. Наказание — штраф до 1 000 000 рублей с последующим изъятием приспособлений для игр;
− физические (граждане и должностные субъекты) и юридические, если отсутствует лицензия на проведение игорной или букмекерской деятельности. Санкция аналогична первой, но в случае физических лиц штрафы значительно ниже;
− юридические, при нарушении правил, установленных лицензией или условий организации игр внутри особой зоны. Наказание — взыскание до пятисот тысяч.
Уголовному преследованию подлежат лица, организующие азартные игры вне специальной зоны либо с помощью средств телекоммуникаций и интернета. С учетом размера прибыли за преступную деятельность (крупный, особо крупный), а также вида субъекта (обычный или специальный — должностное лицо), изменяется и санкция.
За совершение незаконной игорной деятельности (описание которой содержится в предыдущем разделе) без квалифицирующих признаков нарушителю в соответствии с ч.1 ст. 171.2 грозят следующие виды наказания:
− штраф до пятисот тысяч или в размере заработка до 3 лет, предшествующих наказанию;
− обязательные работы до 240 часов;
− ограничение свободы до 4 лет;
− тюремное заключение на 2 года.
Штрафы за незаконное предпринимательство варьируются от тяжести преступления. Так, за подачу заявления о регистрации позже установленного НК РФ срока — штраф 10 000 руб., а за ведение деятельности без лицензии — от 40 000 до 50 000 для юр лиц.
Преступная группа либо лица, заработавшие теневым путем 6 миллионов и более (что подходит под критерии особо крупного размера) рискуют выплатить 1,5 млн. руб. Срок заключения в таком случае — 6 лет.
Стоит отметить, что с 1 января 2018 года также повышены ставки по налогу на игорный бизнес, точнее их минимальная и максимальная планка, в пределах которой власти региона сами определяют конкретный размер ставки.
Так, например, закон Липецкой области от 11.11.2003 № 75-ОЗ, «О размерах ставок налога на игорный бизнес для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса» [5] на территории Липецкой области устанавливает ставки налога в месяц в следующих размерах:
− за один процессинговый центр букмекерской конторы — 250000 рублей;
− за один процессинговый центр тотализатора — 250000 рублей;
− за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — 3000000 рублей;
− за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — 3000000 рублей;
− за один пункт приема ставок тотализатора — 14000 рублей;
− за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 14000 рублей.
В 2019 году прокуратурой проведено 4050 проверок по фактам деятельности игорных заведений (в 2018 году — 7,5 тыс.). В 177 случаях прокуроры привлекли недобросовестных юридических лиц и их руководителей к административной ответственности (в 2018 году — 746), в том числе наложены штрафы на 7,6 млн рублей (в 2018 году — на 22,5 млн рублей). Наибольшее число таких нарушений выявлено в Приволжском федеральном округе — 104, ни одного — в Северо-Кавказском округе [8].
За прошлый год прокурорами направлено в суды 823 уголовных дела о незаконном проведении азартных игр (в 2018 году — 974). Суды вынесли 437 обвинительных приговоров (в 2018 году — 511). В минувшем году прокуроры подали в суд 7 исков о взыскании дохода от незаконного гемблинга (в Дальневосточном, Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах). По результатам их рассмотрения в доход государства взыскано свыше 120 млн рублей (в 2017 году — 24 млн рублей). Так, удовлетворен иск прокуратуры Хостинского района Сочи о взыскании 59,9 млн рублей с участников организованной преступной группы, в отношении которых вступил в силу приговор за преступление, предусмотренное ст. 171.2 УК РФ.
Одновременно прокуроры нацелены на мониторинг интернета и предъявление в суд заявлений об ограничении доступа к интернет-ресурсам, на которых организовано проведение азартных игр. Так, по обращению прокуратуры Камызякского района Астраханской области в 2019 году суд удовлетворил 11 исков о признании запрещенной к распространению выявленной в интернете информации об азартных играх и предоставлении услуг клиентам для участия в них в режиме реального времени с денежным выигрышем.
Таким образом, государством с каждым годом принимается все больше мер для контроля нарушений в сфере игорного бизнеса, в том числе через интернет-ресурсы, тем не менее, данная сфера продолжает развиваться, несмотря на все государственные санкции. Представляется, что основой разрешения сообщений о незаконной организации и проведении азартных игр является организация полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, включая оперативные наблюдение и эксперимент, для действительной борьбы по организации и проведению азартных игр вне игорных зон требуется принятие более жестких мер.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 14. Ст.14.1.1
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон Рос. Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации от 1 янв. 2007г. № 1 (часть I) ст. 7
- Закон Липецкой области от 11.11.2003 № 75-ОЗ «О размерах ставок налога на игорный бизнес для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории Липецкой области (в ред. Законов Липецкой области от 05.03.2018г. № 155-ОЗ) // Липецкая газета. 4 ноя. 2003 г. № 222.
- Никеров Г. И. Административное право США. М.: Изд-во «Наука», 2016. 199 с.
- Шмаров И. В., Стецовский А. С. Ответственность за участие в азартных играх и их организацию // Социалистическая законность. 2014. № 2. С. 13–16.
- Статистический сборник «Состояние преступности в России за декабрь 2019 г». от 28.01.2020г. URL.: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (дата обращения: 13.10.2020г.)