В статье рассматривается городское пространство для передвижения инвалидов-колясочников, даны рекомендации для улучшения способов передвижения.
Ключевые слова: инвалиды, проезжая часть, городское пространство, пандусы, подъёмники, кресло-коляски, пешеходный путь, доступность.
…кто-то кудрявый, а кто-то лысый, кто-то ходит, а кто-то передвигается на коляске
(выдержка из проекта «Открытая планета»)
Задача по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур остаётся одной из сложных. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью не даёт им возможность реализовать себя, воспользоваться в полной мере правом на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг. Сегодня в нашей стране многое делается для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социально-значимым объектам. Обеспечение доступной среды для маломобильных групп населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. По словам президента Ш. М. Мирзтёева [1] вопрос создания условий для полноценной жизни нуждающимся в помощи людям и, в первую очередь, людям с ограниченными физическими возможностями всегда находится в центре внимания, усовершенствуется система господдержки лиц с инвалидностью, был принят соответствующий указ, благодаря которому такие люди получили новые льготы и возможности. При этом Ш. М. Мирзиёев поставил и новые задачи для дальнейшего оказания поддержки людям с инвалидностью. В этой сфере, как пояснил президент, необходимо обеспечить эффективную работу создаваемого при Министерстве здравоохранения Фонда по поддержке лиц с инвалидностью. С этой стороны вопроса оказывается колоссальная поддержка. Но что касается городской среды, многие стороны этого вопроса до конца не усовершенствованы. В принятом законе [2] о социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан, под статьей 9 (Учет потребностей инвалидов при проектировании и строительстве объектов социальной инфраструктуры) написано: проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, автостанции, речные порты, спорткомплексы, объекты просвещения и культуры, коммуникации, а также разработка и производство транспортных средств, в том числе индивидуальных, средств связи и информации без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования инвалидами не допускаются. Проекты соответствующих объектов должны быть согласованы с общественными организациями инвалидов. Создание условий для инвалидов является неотъемлемой частью проектов. Проектирование и строительство объектов для инвалидов осуществляются в приоритетном порядке. Однако воплощение этих норм в жизнь, сталкивается с рядом объективных сложностей. Проведя социологический опрос, среди жителей города Самарканда, было установлено мнение 100 резидентов. Среди наиболее актуальных проблем инвалидов-колясочников 60 % участников анкетирования отметили трудности, которые эти люди испытывают при выходе из дома, 25 % — неправильные пандусы и переходы, 10 % отметили трудности передвижения по городу и 5 % отметили недостаток общения и досуга, мест отдыха (Рис.1).
Инвалидам не всегда удаётся самостоятельно перемещаться в современном городском пространстве. Не все имеющиеся в городе пандусы соответствуют нормативному стандарту по углу наклона.
Рис. 1. Актуальные проблемы в процентном соотношении
Многий городской транспорт не адаптирован под инвалидов-колясочников и людей с ограниченной возможностью передвижения. Существуют проблемы при переходе улицы на светофоре — мало звуковых сигналов и дублирующих светофоров на более низком уровне, чтобы можно было увидеть смену запрещающего на разрешающий знак с высоты инвалидной коляски.
Тем, кто ограничен в движении, не всегда имеется доступ к культурному просвещению и отдыху — для них необходимо адаптировать театры и кинозалы, библиотеки и музеи, объекты истории и наследия.
Самарканд красивый исторический город с богатым архитектурным наследием.Принятый Указ Президента Республики Узбекистан — О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан предполагает развитие туристской инфраструктуры и формирование доступной и комфортной туристской среды; развитие внутреннего туризма, обеспечивающего стимулирование активности субъектов туристской деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей в туристских услугах внутри республики; продвижение туристского продукта Республики Узбекистан на международном и внутреннем туристских рынках, укрепление имиджа страны как безопасной для путешествия и отдыха; если говорить об людях с ограниченными возможностями, а именно об инвалидах-колясочниках, посещение исторических объектов очень затруднено. Сейчас в мире много туристических маршрутов организовано для инвалидов-колясочников. Для них обустроены отели, передвижные пандусы, спуски к воде и т. д. Путешествие стало возможным и люди не чувствуют себя изолированными от общества. На наш взгляд, необходимость продуманного туристического маршрута для таких людей, было бы очень востребованным. В Самарканде имеются гостиницы, в которых комфортно разместятся люди в колясках, однако их не так много. Хотелось бы, чтобы каждая гостиница была готова принять туристов с ограниченными возможностями.
В рамках современной программы, по улицам устанавливаются комфортные биотуалеты [3]. Главное достоинство и отличие биообъектов от других в том, что они не требуют подвода канализации и системы водоснабжения и работают в закрытом цикле таким образом, что переработка нечистот происходит внутри конструкции самой кабины. Однако хотелось бы, чтобы отдельная кабинка была организована для инвалидов-колясочников. Размеры туалета играют очень важную роль. Также есть некоторые особенности, а именно (Рис.2) [4].
Рис. 2. План туалета стандартных размеров для людей с ограниченными возможностями
Доступ в такие места можно организовать с помощью электронных карт, которые бы выдавались в инвалидных обществах.
Необходимо помнить, что инвалиды не получают удовольствия от того, что им во всем помогают или они проводят время дома. Они не желают быть обузой. Мы должны постараться создать им все необходимые условия, чтобы дать почувствовать себя хоть частично самостоятельным. Это касается как обустройства санузла, так и всех других объектов городской среды.
Степень цивилизованности страны оценивается по ее отношению к инвалидам, поэтому в городском пространстве люди с ограниченными возможностями должны чувствовать себя уверенно и защищенно. Для этой категории, самым важным элементом является обеспечение зоны доступа в вертикальной плоскости. Необходимо обращать внимание на отсутствие порогов, на соблюдение нормативов продольных и поперечных уклонов, на ширину проёмов, на наличие специальных разворотных зон. Таким образом, всё, что помогает и способствует передвижению по вертикальным путям движения, можно отнести к средствам обеспечения доступности для людей на креслах-колясках: пандусы различных модификаций, как стационарные, так и переносные; лифты; подъёмники различных модификаций, вертикального и наклонного перемещения; лестницы-трансформеры и т. д. Поверхность пешеходных путей, предназначенных для передвижения инвалидов, должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускаются. Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0 х 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. На перекрестках места сопряжения тротуаров с проезжей частью необходимо выровнять по отметкам. Может быть, места сопряженные с проезжей частью выделить цветом, для большей уверенности и тем самым подстраховать движущую коляску, а дорожки обозначить разметкой и знаками. На оживленных улицах установить светофоры вызывного типа и цифровой индикацией. Посадочные площадки некоторого общественного транспорта поднять до уровня пола салона, куда можно въехать на коляске. Остановки оборудовать электронными табло, информирующими о времени прибытия каждого маршрута. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.
Наша главная задача — учесть все элементы пространства для всех категорий инвалидов и остальных граждан и расположить их таким образом, чтобы приспосабливая пространство под одну категорию, не создавать дополнительные помехи для остальных.
В заключение, хотим еще раз отметить: можно сколько угодно приспосабливать окружающее пространство под нужды людей с инвалидностью, принимать всё новые и новые законы, ужесточать требования по их неисполнению, но… Всё это так и останется в категории права. Это не станет работать без нашего с вами участия, без подключения к процессу так называемого человеческого фактора.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан от 05.01.2019г.
- Закон Республики Узбекистан о социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан
- www/ Podrobno. Uz / В Ташкенте появились общественные туалеты с wi-fi.
- www/remoo.ru / razmer tualeta