Как показывает анализ литературы и наш практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи формирования контрольно-оценочной деятельности является такая организация учебной деятельности, в основе которой лежит формирование способов повышения качества обучения. Эта проблема становится особенно актуальной в процессе реализации школой федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором отмечается, что «система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации». Требования ФГОС конкретизируются в части планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
Ведущая идея данной работы заключается в определении путей повышения качества обучения через разработку системы контрольно-оценочной деятельности.
Качеству обучения — одной из составляющих качества образования — в настоящее время придаётся большое значение.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» современное понимание качества образования трактуется как способность соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и удовлетворять запросы и потребности заказчиков в новых образовательных результатах.
В образовательной среде в настоящее время четко обозначились различные ориентиры, одним из которых, безусловно, является ориентир речевой. Д. С. Лихачев [15, с.5] отмечал: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры».
Повышение качества образования в школе напрямую зависит от постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга — системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.
Мониторинг(от лат. monitor надзирающий) — система долгосрочных наблюдений за изменением чего-либо. Так раскрывает данный термин Быков Б. А. [5, с.154] в Экологическом словаре». Мониторинг раскрывается как методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. «Результаты мониторинга дают возможность вносить коррективы по управлению объектом или процессом. Общее в данных определениях то, что мониторинг — это наблюдение, отслеживание каких-либо процессов».
В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Сегодня понятие мониторинга активно эксплуатируется в образовательных организациях.
Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.
Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э. Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.
В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей.
Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.
Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:
1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);
2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);
4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);
5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).
В качестве объектов мониторинга могут выступать:
— образовательная деятельность;
— академическая успеваемость обучаемых;
— учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;
— развитие личности обучаемого;
— профессиональная деятельность преподавателя;
— профессионально развитие преподавателя.
Для организации мониторинга качества обучения необходимо иметь полное представление о содержании и общих подходах к контрольно-оценочной деятельности.
Контрольно-оценочная деятельность — это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса. Контроль — это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка — это устное или письменное выражение результатов контроля. Контрольно-оценочная деятельность, как считает Беспалько В. П. [3, с.33], включает в себя три основных направления:
контрольно-оценочную деятельность учителя;
самоконтроль и самооценку;
взаимоконтроль и взаимооценку.
Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.
Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.
Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, и находятся в центре нашего внимания. Изменения в содержании современного образования — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий повлекли за собой и изменение системы оценивания. И поэтому учитель выбирает те способы оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Повышение качества — одна из главных задач образовательной деятельности. Овладение русским языком (как государственным) в современном обществе способствует дальнейшему самообразованию в разных областях знаний, развитию личности, формированию ее культуры. Мы уверены, что постоянный контроль на уроке — это один из главных структурных элементов урока, резерв повышения качества обучения. На уроках русского языка проверяются: 1) знание теоретических сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) практические речевые умения.
Предлагаемая педагогом система оценки включает в себя процедуры внутренней и внешней оценки , которые построены на одной и той же содержательной и критериальной основе. Это даёт учащимся возможность не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует формированию самосознания, умения открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Литература:
- Беспалько, В. П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием //Мир образования. — 1996.-№ 2.-С.31–38.
- Быков, Б. А. Экологический словарь. — Алма-Ата: Наука.- 1983 — С.216
- Зеер, Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования//Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2000.
- Лихачев, Д. С. Самая большая ценность народа/Д. С. Лихачев // Журналистика и культура русской речи. - 2002.- № 1.- 16 с.