В статье рассматриваются состав и структура цены, приводится в качества примера задача, а также выявляются проблемы и предлагаются пути решения
Ключевые слова: цена, состав цены, структура цены, себестоимость, прибыль, налоги, наценки
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.
Цена — это денежное выражение стоимости товара. Она выступает как экономический индикатор состояния рынка, степени риска и конкуренции, как фактор, отражающий образование прибыли, налогов. С помощью цены измеряется покупательская способность денежных средств, отражается уровень жизни населения. Так же, являясь важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, цена определяет валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий. Цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
В современной экономической литературе принято различать понятия «состав цены» и «структура цены» [2, с. 442].
Состав цены — это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, себестоимость и прибыль, выраженные в рублях). Структура цены — это отдельные элементы, выраженные в % к цене (Рис. 1) [1, с. 139].
Себестоимость продукции |
Прибыль |
Акциз |
НДС |
Снабженческо-сбытовая надбавка |
Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия без НДС |
|||||
Отпускная цена предприятия без НДС |
|||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) |
|||||
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли) |
|||||
Розничная цена |
|||||
Рис. 1. Состав и структура цены
Рассмотрим отдельные составляющие цены по элементам [1, с. 138].
- Себестоимость
Для предприятия основным по значимости элементом цены является ее себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Регламентация состава затрат определяется налоговой политикой государства. В Российской Федерации принята следующая система калькуляции затрат:
1) сырье и материалы;
2) топливо и энергия на технологические цели;
3) заработная плата производственных рабочих;
4) отчисления на социальные нужды;
5) общепроизводственные расходы;
6) общехозяйственные расходы;
7) прочие производственные расходы;
8) коммерческие расходы.
Статьи с 1 по 7 образуют производственные затраты. В коммерческие расходы включаются затраты на реализацию, такие как реклама, личные продажи, дистрибуция и т. п.
- Прибыль
Прибыль в составе цены — это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. Выделяют следующие два вида прибыли:
− валовая прибыль — облагается налогом на прибыль;
− чистая прибыль — получается после вычитания налогов и направляется в фонд накопления или в фонд потребления.
3. Налоги
Налог представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и дохода хозяйствующих лиц и граждан. Выделяют два типа налогов:
− прямые налоги — налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества (налог на прибыль предприятий, налог на имущество, подоходный налог и др.);
− косвенные налоги — налоги, включаемые в цену товара или тариф на оказание работ или услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.).
4. Снабженческо-сбытовые и торговые наценки
Снабженческо-сбытовые и торговые наценки представляют собой наценки оптовых и розничных посредников. Эти наценки включают в себя себестоимость услуг посредников плюс размер прибыли и налоги с оборота.
Рассмотрим в качестве примера задачу.
Себестоимость продукции равна 494 тыс. руб., свободная отпускная цена с НДС составляет 790 тыс. руб., НДС — 20 %. Необходимо представить структуру свободной отпускной цены.
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) = Себестоимость продукции + Прибыль + НДС
НДС = 790 ∙ 0,20 = 158 тыс. руб.
Прибыль = 790–494–158 = 138 тыс. руб.
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) = 494 + 138 + 158
Исходя из решения данной задачи можно сделать вывод, что предприятие получает убыток, т. к. доля себестоимости преобладает над долей прибыли, что в последующем может привести к банкротству предприятия. Для того, чтобы предприятие вышло из кризисной ситуации и в дальнейшем получало прибыль, необходимо снизить затраты на производство продукции, путем:
− сокращения расходов на покупку сырья и материалов, но таким образом, чтобы качество приобретаемых материалов не повлияло на качество производимого предприятием товара;
− сокращения коммерческих расходов (на рекламу, упаковку и т. д.);
− сокращения потерь от брака за счет повышения квалификации сотрудников;
− обновления техники и технологии производства.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара, что позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги. Так, например, преобладающая доля себестоимости оказывает негативное влияние на уровень экономической безопасности предприятия, которое приводит к снижению производительности труда, объемов производимой продукции, к сокращению прибыли предприятия и как следствие, к его банкротству. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли [2, с. 444].
Литература:
- Бубнова Т. В. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара / Т. В. Бубнова // Синергия Наук. 2017. № 14. — С. 137–143.
- Бакальская Е. В. Особенности ценообразования на российские товары и услуги / Е. В. Бакальская // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 442–444.