В статье автор пытается определить факторы, повлиявшие на формирование у Центрального банка России статуса мегарегулятора финансового рынка.
Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок, Центральный банк России.
Идеи о том, что в Российской Федерации назрела необходимость создания мегарегулятора финансовых рынков, появилась более десяти лет назад. Примерно в это же время ученые высказывали мысли по поводу сосредоточения в таком мегарегуляторе функций надзора и контроля за различными секторами финансового рынка.
Изначально идея о создании в нашей стране мегарегулятора была предложена по заказу Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России в исследовании компании под названием «CadoganFinancial» в конце 1999 года. Были предложены различные аргументы, которые подтверждали необходимость введения такого рода мегарегулятора, среди которых высказывались следующие:
− преодоление непоследовательности и фрагментарности имеющейся в России нормативной базы;
− преодоление ресурсной ограниченности
− обеспечение независимости,
− создание четкой карьерно-иерархичной структуры и многие другие [5].
На заседании Правительства Российской Федерации, которое происходило в ноябре 2003 года, обсуждались вопросы создания в России мегарегулятора, и в результате этих обсуждений Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации и иными министерствам и ведомствам было дано поручение предоставить свои собственные предложения по данному вопросу.
В марте 2011 года Дмитрий Медведев подписал Указ № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [2], которым было предусмотрено создание в России мегарегулятора на базе Федеральной службе по финансовым рынкам.
В 2011 году все надзорные полномочия по страховому сектору были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам России, и данное обстоятельство было реальным шагом в направлении поэтапной реализации идеи мегарегулятора.
В сентябре 2012 г. возникло предложение создать мегарегулятор на базе Федеральной службе по финансовым рынкам России и Центрального Банка Российской Федерации, объединяя финансовый надзор в Банке России.
Легитимация выбранного варианта изменений состоялась в июле 2013 года, когда были приняты следующие нормативные акты:
− Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [3];
− Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [1].
С учетом изменений, произошедших с 1 сентября 2013 года, все полномочия, принадлежащие Федеральной службе по финансовым рынкам, касающиеся регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков были переданы Центральному Банку России. После данных изменений Федеральная службы по финансовым рынкам была упразднена, а Центральный Банк России с этого момента наделен функциями мегарегулятора финансового рынка в Российской Федерации.
Таким образом, в качестве основных предпосылок создание мегарегулятора в виде Центрального Банка России можно выделить:
− во-первых, достаточно высокие издержки на содержание всего аппарата государства и его низкая эффективность;
− во-вторых, недостаточность правового обеспечения;
− в-третьих, дублирование некоторых функций регулирующих органов;
− в-четвертых, формальный подход к регулированию финансового рынка;
− в-пятых, отсутствие в стране единого координационного центра контроля за финансовым рынком.
В итоге, после создания в России мегарегулятора в лице Центрального Банка Российской Федерации, к нему перешли все полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам России, а полномочия самого Центрального Банка вдобавок дополнились новыми, в частности:
− утверждение отраслевых стандартов и план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций;
− проведение анализа и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, а также публикация соответствующих статистических данных и материалов;
− осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в России и в зарубежные государства в соответствии с отечественным законодательством.
Одним из главных аргументов в пользу создания мегарегулятора на базе Центрального Банка Российской Федерации была необходимость качественного регулятора финансовой сферы нашего государства за счет совершенствования контроля над системными рисками, включая также контроль за финансово-банковскими группами и консолидированный контроль [4].
Следует отметить, что введение мегарегулятора в нашем государстве на базе Центрального Банка Российской Федерации повлекло за собой ряд положительных изменений, в числе которых отметим:
− выстроенную систему регулирования и высокий профессиональный уровень специалистов Центрального Банка Российской Федерации;
− значительное сокращение издержек на административное регулирование;
− возможность оперативного регулирования в кризисных ситуациях.
Однако, наряду с положительными последствиями функционирования в Российской Федерации мегарегулятора, имеются также и отрицательные последствия, в числе которых:
− невозможность унификации методов контроля и регулирования;
− централизация власти в руках одного органа в виде Центрального Банка;
− сложность учета при одном органе контроля особенностей различных секторов финансового рынка, в том числе, например, сектора рынка ценных бумаг или страхового сектора.
В целом можно отметить, что создание мегарегулятора и укрупнение финансовых регуляторов в нашей стране повторяет в какой-то степени и зарубежный опыт и в настоящее время считается общемировой тенденцией.
Литература:
- Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Собрание законодательства Российской Федерации.– 2013. — № 30 (часть I). — Ст. 4084.
- Указ Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 10. — Ст. 1341.
- Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 30 (часть II). — Ст. 4086.
- Кожевникова Т. М., Теракопов С. Г. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России // Социально-экономические явления и процессы. 2014. — № 1. — С.24.
- Счастная Т. В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России / Т. В. Счастная // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. — № 1 (21). — С.113.