Предпосылки формирования в России мегарегулятора финансового рынка в роли Центрального Банка России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.11.2020

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Кудишин, Е. С. Предпосылки формирования в России мегарегулятора финансового рынка в роли Центрального Банка России / Е. С. Кудишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 311-312. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75437/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор пытается определить факторы, повлиявшие на формирование у Центрального банка России статуса мегарегулятора финансового рынка.

Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок, Центральный банк России.

Идеи о том, что в Российской Федерации назрела необходимость создания мегарегулятора финансовых рынков, появилась более десяти лет назад. Примерно в это же время ученые высказывали мысли по поводу сосредоточения в таком мегарегуляторе функций надзора и контроля за различными секторами финансового рынка.

Изначально идея о создании в нашей стране мегарегулятора была предложена по заказу Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России в исследовании компании под названием «CadoganFinancial» в конце 1999 года. Были предложены различные аргументы, которые подтверждали необходимость введения такого рода мегарегулятора, среди которых высказывались следующие:

− преодоление непоследовательности и фрагментарности имеющейся в России нормативной базы;

− преодоление ресурсной ограниченности

− обеспечение независимости,

− создание четкой карьерно-иерархичной структуры и многие другие [5].

На заседании Правительства Российской Федерации, которое происходило в ноябре 2003 года, обсуждались вопросы создания в России мегарегулятора, и в результате этих обсуждений Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации и иными министерствам и ведомствам было дано поручение предоставить свои собственные предложения по данному вопросу.

В марте 2011 года Дмитрий Медведев подписал Указ № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [2], которым было предусмотрено создание в России мегарегулятора на базе Федеральной службе по финансовым рынкам.

В 2011 году все надзорные полномочия по страховому сектору были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам России, и данное обстоятельство было реальным шагом в направлении поэтапной реализации идеи мегарегулятора.

В сентябре 2012 г. возникло предложение создать мегарегулятор на базе Федеральной службе по финансовым рынкам России и Центрального Банка Российской Федерации, объединяя финансовый надзор в Банке России.

Легитимация выбранного варианта изменений состоялась в июле 2013 года, когда были приняты следующие нормативные акты:

− Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [3];

− Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [1].

С учетом изменений, произошедших с 1 сентября 2013 года, все полномочия, принадлежащие Федеральной службе по финансовым рынкам, касающиеся регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков были переданы Центральному Банку России. После данных изменений Федеральная службы по финансовым рынкам была упразднена, а Центральный Банк России с этого момента наделен функциями мегарегулятора финансового рынка в Российской Федерации.

Таким образом, в качестве основных предпосылок создание мегарегулятора в виде Центрального Банка России можно выделить:

− во-первых, достаточно высокие издержки на содержание всего аппарата государства и его низкая эффективность;

− во-вторых, недостаточность правового обеспечения;

− в-третьих, дублирование некоторых функций регулирующих органов;

− в-четвертых, формальный подход к регулированию финансового рынка;

− в-пятых, отсутствие в стране единого координационного центра контроля за финансовым рынком.

В итоге, после создания в России мегарегулятора в лице Центрального Банка Российской Федерации, к нему перешли все полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам России, а полномочия самого Центрального Банка вдобавок дополнились новыми, в частности:

− утверждение отраслевых стандартов и план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций;

− проведение анализа и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, а также публикация соответствующих статистических данных и материалов;

− осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в России и в зарубежные государства в соответствии с отечественным законодательством.

Одним из главных аргументов в пользу создания мегарегулятора на базе Центрального Банка Российской Федерации была необходимость качественного регулятора финансовой сферы нашего государства за счет совершенствования контроля над системными рисками, включая также контроль за финансово-банковскими группами и консолидированный контроль [4].

Следует отметить, что введение мегарегулятора в нашем государстве на базе Центрального Банка Российской Федерации повлекло за собой ряд положительных изменений, в числе которых отметим:

− выстроенную систему регулирования и высокий профессиональный уровень специалистов Центрального Банка Российской Федерации;

− значительное сокращение издержек на административное регулирование;

− возможность оперативного регулирования в кризисных ситуациях.

Однако, наряду с положительными последствиями функционирования в Российской Федерации мегарегулятора, имеются также и отрицательные последствия, в числе которых:

− невозможность унификации методов контроля и регулирования;

− централизация власти в руках одного органа в виде Центрального Банка;

− сложность учета при одном органе контроля особенностей различных секторов финансового рынка, в том числе, например, сектора рынка ценных бумаг или страхового сектора.

В целом можно отметить, что создание мегарегулятора и укрупнение финансовых регуляторов в нашей стране повторяет в какой-то степени и зарубежный опыт и в настоящее время считается общемировой тенденцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Собрание законодательства Российской Федерации.– 2013. — № 30 (часть I). — Ст. 4084.
  2. Указ Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 10. — Ст. 1341.
  3. Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 30 (часть II). — Ст. 4086.
  4. Кожевникова Т. М., Теракопов С. Г. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России // Социально-экономические явления и процессы. 2014. — № 1. — С.24.
  5. Счастная Т. В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России / Т. В. Счастная // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. — № 1 (21). — С.113.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, финансовый рынок, Федеральная служба, Центральный Банк, Центральный Банк России, Россия мегарегулятора, финансовый рынок России, контроль, Россия, создание мегарегулятора.


Похожие статьи

Формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального Банка России как мегарегулятора финансового рынка

В статье автор пытается определить характерные формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального Банка России как мегарегулятора финансового рынка.

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор финансовой системы страны

Актуальность данной темы заключается в том, что Центральный банк Российской Федерации тесно связан в сфере правового обеспечения национальный интересов государства на финансовом рынке страны.

Функциональные предпосылки антикоррупционной деятельности Банка России

В статье на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы сформированы положения, позволяющие раскрыть функциональную обусловленность антикоррупционной политики и деятельности центральных банков и, в частности, Банка России. Отмечено, ...

Административно-правовое положение Центрального банка Российской Федерации

В статье анализируются отечественные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение Центрального Банка РФ. Рассмотрены проблемные моменты в определении особенностей статуса ЦБ РФ как органа государственной власти и как юридического лица.

Роль Центрального банка РФ в системе органов государственной власти

В условиях нестабильности мирового финансового хозяйства важное место занимает Центральный Банк, исследованиями которого в своих научных трудах занимались многие ученые, в том числе и Лепешкова М. Б., Матвеев А. А., Просалова В. С. и другие. Несмотря...

Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития

В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового положения Банка России, развитие правовой основы данной сферы.

Конституционные и законодательные основы Центрального банка Российской Федерации

В настоящей статье автор исследует вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка Российской Федерации, а также затрагивает вопросы его место и роль среди системы разделений власти. Автором исследован вопрос конституционного и отрасл...

Организационно-правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

В данной работе проанализированы организационная и правовая формы Центрального банка Российской Федерации, как особого публично-правового института. Анализируется проблема двойственной природы Банка России как государственного органа и юридического л...

Финансовый рынок Таджикистана: перспективы и развитие

В статье обосновывается развитие финансового рынка Таджикистана. Исследование финансового рынка Республики Таджикистан показало, что ее финансовый рынок находится в неразвитом состоянии и его структура отличается от общераспространенной модели. Выдел...

Финансовая система Российской Федерации: место и роль Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля

Целью данного исследования является исследование на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации сложившейся на практике финансовой системы Российской Федерации, а также определение в ней места и роли Федерального казначейства.

Похожие статьи

Формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального Банка России как мегарегулятора финансового рынка

В статье автор пытается определить характерные формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального Банка России как мегарегулятора финансового рынка.

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор финансовой системы страны

Актуальность данной темы заключается в том, что Центральный банк Российской Федерации тесно связан в сфере правового обеспечения национальный интересов государства на финансовом рынке страны.

Функциональные предпосылки антикоррупционной деятельности Банка России

В статье на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы сформированы положения, позволяющие раскрыть функциональную обусловленность антикоррупционной политики и деятельности центральных банков и, в частности, Банка России. Отмечено, ...

Административно-правовое положение Центрального банка Российской Федерации

В статье анализируются отечественные нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение Центрального Банка РФ. Рассмотрены проблемные моменты в определении особенностей статуса ЦБ РФ как органа государственной власти и как юридического лица.

Роль Центрального банка РФ в системе органов государственной власти

В условиях нестабильности мирового финансового хозяйства важное место занимает Центральный Банк, исследованиями которого в своих научных трудах занимались многие ученые, в том числе и Лепешкова М. Б., Матвеев А. А., Просалова В. С. и другие. Несмотря...

Анализ правового положения Банка России в финансовой системе РФ и пути его развития

В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового положения Банка России, развитие правовой основы данной сферы.

Конституционные и законодательные основы Центрального банка Российской Федерации

В настоящей статье автор исследует вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка Российской Федерации, а также затрагивает вопросы его место и роль среди системы разделений власти. Автором исследован вопрос конституционного и отрасл...

Организационно-правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

В данной работе проанализированы организационная и правовая формы Центрального банка Российской Федерации, как особого публично-правового института. Анализируется проблема двойственной природы Банка России как государственного органа и юридического л...

Финансовый рынок Таджикистана: перспективы и развитие

В статье обосновывается развитие финансового рынка Таджикистана. Исследование финансового рынка Республики Таджикистан показало, что ее финансовый рынок находится в неразвитом состоянии и его структура отличается от общераспространенной модели. Выдел...

Финансовая система Российской Федерации: место и роль Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля

Целью данного исследования является исследование на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации сложившейся на практике финансовой системы Российской Федерации, а также определение в ней места и роли Федерального казначейства.

Задать вопрос