В статье рассмотрены возможности трасологической экспертизы при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Констатируется недостаточность теоретической разработанности ее возможностей.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, трасологическая экспертиза, трасология, судебная экспертиза.
В настоящее время не только в Российской Федерации, но и во всем мире остро стоит проблема безопасности дорожного движения, ибо дорожно-транспортные происшествия причиняют не только имущественный вред собственнику транспортного средства, но и нередко влекут гибель людей. Так согласно статистическим данным в 2015 году было зафиксировано 26 662 нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренных ст. 264 УК РФ; в 2016 году — 22 013 нарушений; в 2017 году — 21 007 нарушений, в том числе 81 171 нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию; в 2018 году — 20 144, в том числе 73 106 нарушений; в 2019 году — 19 618, в том числе 68 035 нарушений; с января по июль 2020 года — 10 619, в том числе 39 688 нарушений [1]. Исходя из чего, следует констатировать увеличение дорожно-транспортных преступлений, что в свою очередь актуализирует теоретическое исследование возможностей трасологической экспертизы, назначаемой и проводимой в процессе расследования дорожно-транспортных преступлений. Трасологическая экспертиза выступает одной из самых распространенных форм специальных познаний в российском уголовном судопроизводстве, позволяющих верно установить обстоятельства, имеющие значение для расследования дорожно-транспортных преступлений.
Важное значение при расследовании дорожно-транспортных преступлений имеет трасологическая экспертиза, поскольку именно трасологическая экспертиза позволяет установить обстоятельства дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), и определение механизма происшествия в целом или отдельных его элементов, на основе изучения следов транспортных средств и на транспортном средстве, отделившихся деталей и частей транспортного средства. Без проведения трасологической экспертизы данные обстоятельства установить невозможно, ибо требуются специальные познание, позволяющие определить данные обстоятельства.
Анализ материалов правоприменительной практики позволяет констатировать, что, как правило, трасологическая экспертиза в процессе расследования дорожно-транспортных преступлений, позволяет установить тождество между следами обуви водителя транспортного средства и следами, которые были обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; а также: направление движения транспортного средства; непосредственно место совершение дорожно-транспортного преступления; модель шин, протектором которой оставлен след на месте совершения дорожно-транспортных преступлений, в том числе на одежде человека на которого был совершен наезд; взаиморасположение транспортного средства и человека при наезде на последнего; направление удара при столкновении; последовательность образований повреждений на транспортном средстве; принадлежность осколков разбитых фарных рассеивателей и подфарников, обнаруженных на месте дорожно-транспортного преступления конкретному транспортному средству (исследование целого по частям). Исследование целого по частям в криминалистике призвано решать непосредственно идентификационные задачи.
Трасологическая экспертиза, назначаемая и проводимая, в процессе расследования дорожно-транспортных преступлений, позволяет также установить угол, линию, точку столкновения транспортного средства и человека, характер движения транспортного средства непосредственно перед совершением преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, ст. 264.1 УК РФ. Однако, несмотря на выявленные широкие возможности трасологической экспертизы при расследовании дорожно-транспортных преступлений, следует констатировать, что на сегодняшний момент наличествует недостаточная теоретическая неразработанность трасологической экспертизы при расследовании рассматриваемых нами преступных посягательств, в частности, ее теоретические возможности остаются до сих пор не разработанными в криминалистике, что требует дальнейшего теоретического осмысления в данной части. В частности, в настоящее время существуют в правоприменительной практике определенные проблемы установления модели транспортного средства по отделившимся частям, исходя из чего, особое внимание следует уделять их маркировке предприятиями — изготовителями. Кроме того, трасологические возможности существенно сужаются в связи с появлением автомобильных шин, изготовленных по новым технологиям — «Run Flat», «S-Concept», «PAXSystem», ибо трасологическая экспертиза к исследованию данный тип автомобильных шин оказалась не готова, что в свою очередь требует усовершенствование в данной части.
Таким образом, назначение и производство трасологической экспертиза в процессе расследований дорожно-транспортных преступлений, имеет широкий круг как диагностических и идентификационных, так и классификационных задач, позволяющих установи картину совершенного дорожно-транспортного преступления и изобличить лиц, виновных в его совершении, однако, остаются до сих пор не разработанными ее возможности, что требует дальнейшего теоретического осмысления в данной части.
Литература:
- Состояние преступности в России с 2015 года по июль 2020 г. [Электронный ресурс]. https://мвд.рф/reports/item/16053092/ (дата обращения: 20.09.2020).