Статья посвящена изучению проблемы формирования самопознания младших школьников; представлены результаты формирования мотивации самопознания у младших школьников.
Ключевые слова: самопознание, самосознание, познавательная мотивация, рефлексия, обучение, младшие школьники, гуманная педагогика, педагогика сотворчества, educаtion, со-creative, self-knowledge, consciousness, informative motivation, reflection, younger school students, humane pedagogics.
Социально-экономические трансформации, происходящие последние годы как в России, так и по всему миру, подтолкнули к переоценке мировоззренческих ориентиров личности. А именно, возвращению к человеку, как к главной ценности, и к тому, как он видит и соотносит себя с окружающим миром.
Современность породила новый тип людей, генерирующих идеи, находящихся в постоянном поиске, развивающих в себе способности к рефлексии, к самопознанию, к критичности.
Даниил Борисович Эльконин охарактеризовал это, как возможность «строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня» [9].
Самопознание — это процесс осознания личности своего «Я», своих индивидуальных характеристик: понимания своих сильных и слабых сторон, особенностей когнитивных процессов, понимание потенциальных возможностей, склонностей и талантов, неповторимость протекания эмоциональных и волевых процессов и физического состояния.
Первичную информацию о себе индивид получает исходя из связи с социумом и далее оперирует этими данными для познания себя. Посредством механизма рефлексии происходит самопознание своих внутренних психических состояний, а также мотивов, целей и понимания видения своего образа, отраженного другими людьми.
Однако традиционная школа не занимается обучением рефлексии и самопознанию, скорее это происходит опосредовано и не систематически. Акцент делается на развитии когнитивной сферы, а окружающий мир и сам человек познается через предметные знания. Однако, формирование самопознания, является особо важным этапом в процессе становления личности.
В психологии и педагогике гуманистической направленности выделяется ряд психологические процессов и механизмов, с помощью которых осуществляется самопознание: самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, самовосприятие. Все они интегрируются в феноменологию процессов личностной рефлексии, т. е. активности человека, направленной на осмысление и переосмысление самого себя [5].
В. А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания?.. Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого» [6]. И таким образом самопознание дает начало формированию самосознания и образа формирующегося целостного «Я».
Такая активная позиция познания своего «Я», изначально формируется средой обитания ребенка и его окружением, с самого раннего возраста. В процессе взаимодействия — общения, обучения, игры, труда — происходит познание самого себя как духовной единицы и своего социального Я.
В исследованиях «о самопознании младших школьников», проведенных в 2003 и 2015 гг. в школах г. Москвы, Сорокоумовой Е. А., были подняты вопросы понимания и оценивания себя, восприятия себя самого (своего Я), понимания ситуаций взаимодействия и общения.
На основании исследования, был сделан вывод, «что на первое место дети ставят свои социальные характеристики (59 %), понимание своего внутреннего мира (14 %) и физических характеристик (27 %) не становятся центром их внимания, что свидетельствует об отсутствии процессов персонификации (выделения себя) и цельности восприятия своей личности».
В выводах было установлено, что младшие школьники из группы 2015 г. В большей степени склонны к самопознанию, чем их сверстники из группы 2003г. [5].
Для формирования процесса самопознания, недостаточно естественной атмосферы созревания, необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа по развитию и формированию личностной рефлексии, которая должна опираться на интересы и желании самих детей.
Если в школе образовательный процесс построен с ориентацией младших школьников на самопознание, то это способствует более продуктивному становлению самосознания в подростковом возрасте.
В отличии авторитарно-репродуктивной педагогики именно в контексте рефлексивной педагогики сотворчества акцент делается на необходимости взаиморазвивающих и творческих отношений всех субъектов образовательной деятельности, а также каждого из них и к самим себе. И наиболее эффективным средством для этого являются рефлексивные практики и сотворческие образовательные технологии [3].
Сотворчество порождает особый вид человеческих отношений, при которых две уникальные личности «ученик — учитель» развивают как самих себя, так и друг друга, создают новый уникальный продукт, в широком смысле слова. В следствии такой деятельности, ребенок становится более позитивно настроенным к себе, лучше понимает себя и получает дополнительную мотивацию для саморазвития.
Примером методики, направленной на рефлексию ребенком самого себя в различных контекстах, а также на формирование мотивации самопознания у младших школьников в образовательной среде, является программа «Хочу все знать» [2], разработанная кандидатом психологических наук Николаевой Еленой Сергеевной.
Программа включает три раздела.
- «Хочу все знать об окружающем мире» направлен на постижение ребенком своей принадлежности к живым существам, осознанию себя частицей окружающего мира.
- «Хочу все знать о других людях» направлен на познание социального в своем «Я», оно происходит на основе познания ближайшего круга — семьи, друзей, соседей, помогая понять свои отношения, свое место в обществе.
- «Хочу все знать о себе» направляет внимание ребенка к пониманию своего внутреннего мира — духовному «Я».
Ребенок получает возможность целенаправленно знакомиться со своими чувствами, мотивами поведения, переживаниями, познавать свои личностные особенности качества.
В процессе продвижения ребенка с одного этапа на другой функции учителя трансформируются: от функции инструктора, советника, образца, к функции супервизора (наблюдателя), а затем — фасилитатора и партнера.
Здесь каждое занятие представляет собой урок (мой дом; мой двор, мои чувства, мои цели и т. д.). В результате исследования Николаевой Е. С. доказано, что «у современных младших школьников, наряду с потребностью в познании и понимании окружающего мира через решение продуктивных и творческих задач, включенных в содержание предметных знаний (познавательные мотивы), формируется и потребность в познании и понимании себя на основе познания и понимания другого человека в процессе взаимодействия и обучения в учебно-познавательной деятельности (мотивы самопознания)» [4].
Шалва Александрович Амонашвили — учитель-новатор, провозгласивший вместе с другими выдающимися отечественными педагогами Ильиным Е. Н., Шаталовым Е. П., Щетининым М. П. и др. педагогику сотрудничества и гуманизма, продолжатель деятельности великих предшественников, таких как: Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, написал: «Научить ребенка видеть самого себя среди других, стремиться к самовоспитанию, самообразованию, самоопределению вот основная цель, которой я следую, развивая в детях умения выражать свои мысли письменно, разговаривать с самим собой» [1]. Сущность его педагогики, в том, что система не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью, поддерживает личную свободу, формирует уважительные, доверительные, отношений между детьми, учителями и родителями. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него, подталкивают детское саморазвитие. Педагог становится лишь образчиком духовности и проводником в самопознании ребенка.
Также при поддержке Амонашвили в Республике Казахстан успешно реализовался проект курса «Самопознание», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 566 от 12 июля 2001 года. С 2010 года уроки «Самопознания» вводятся в обязательный компонент образования, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами. В связи с необходимостью подготовки специалистов по «Самопознанию» МОН РК утвердил ГОСО по специальности «Социальная педагогика и самопознание», который был разработан КазГосЖенПУ, КНПУ им Абая, институтом Гармоничного развития человека при ННПОиОЦ «Бөбек», Карагандинским государственным университетом [7].
Вклад многих педагогов и психологов в формирование проблематики самопознания, в разработку конкретных методических приемов активизации личностной рефлексии у детей и обучающихся неоценим, но каждое время требует донастройки и дальнейшего развития их идей и методов под новые реалии. И главный тренд современности связан с формированием цифровой среды, с применением дистанционных методов образования, а значит актуальными становятся исследования, направленные на изучение возможности применения сотворческих и рефлексивных технологий в новых условиях образования.
Литература:
- Алиева Э. М. Костромина С. Н. Психологические индикаторы индивидуального образовательного пространства. // Материалы Международной научной конференции Ананьевские чтения — 2018. Психология личности: традиции и современность. С-ПбГУ. С. 376
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети / Ш. А. Амонашвили. — М., 1983. с. 117.
- Асмолов, А. Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий / А. Г. Асмолов. — Москва: Просвещение, 2011. — 160 с.
- Николаева Е. С. Модель развития мотивации самопознания у детей младшего школьного возраста/Сб. докладов Международной научной конференции Гуманитарного института. М.: Гуманитарный институт, 2009.
- Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др. / под ред. С. Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2017. — 292 с.
- Сорокоумова Е. А., Николаева Е. С. Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения //Педагогика и психология образования. 2016. № 3. с. 127–135.
- Сорокоумова Е. А. Самопознание детей цифрового поколенияи их психологическое благополучие в процессе обучения // Использование IKT-технологий при выполнении заданий олимпиады школьников по искусству// Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве. Сб. ст. по материалам международной научно-практической конференции 10 октября 2019 г, Москва / Ред.- сост. О. Д. Никитин. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2019. — С. 206–211.
- Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. — М.: Наука. — 2000. — 179 с.
- Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание / Сухомлинский // Избр. произведения: В 5 г. Киев, 1979- 1980. Т. 5: 1980. с.242.
- Электронный ресурс: URL: http://ozin-ozi-tanu.kz/p/about
- Эльконин Д. Б., Психология обучения младших школьников.- М., 1974. с.264